Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Итальянская скульптура позднего дученто (4)



Все попытки ученых отыскать следы деятельности Николо Пизано раньше пизанской кафедры до сих пор не увенчались успехом. Кафедра Пизанского баптистерия, законченная в 1260 году, является для нас и до сих пор первым достоверным произведением мастера. [Напомню, что по дате окончания пизанской кафедры принято приблизительно определять год прибытия Николо в Пизу: работа шла около 5 лет, т.е. примерно в 1255 апулиец появляется в Тоскане].

Длинный откат в прошлое, к тому, что есть романская скульптура, чему мог научиться Николо Пизано на примере капуанских статуй, а также встреченных в Тоскане работ Гвидо да Комо, лично мне понадобился именно для прослеживания цепочки. Новаторство без этого не оценишь. Хотя скорее имело место не столько новаторство, сколько синтез различных влияний... но об этом несколько позже. И чтобы быть логичной, разбор того, в чем новаторство Николо на стезе кафедросозидания, следует, наверное, предварить изучением вопроса о стандартной кафедре того времени.

Кафедра сама по себе - это такое высокое и обособленное место в соборе, куда мог взойти местный красноречивый высокопоставленный клирик и использовать свое красноречие, чтобы донести до народа, находящегося, так сказать, у его ног, все, что он думает о каком-то конкретном вопросе. Именуется она так же, как общеизвестное заболевание зубов: pulpit. Так что запомнить несложно.

В целом устройство традиционной романской кафедры лучше всего можно описать словами "ящик на ножках". То есть в плане она прямоугольная, а снизу разное количество опор: обычно четыре, но может быть три, как в кафедре из Пистойи работы Гвидо да Комо (см. здесь), когда четвертая опора - это непосредственно стена. В принципе это образец среднеитальянской кафедры того времени.

В Южной Италии, откуда приехал Николо, кафедры выглядели несколько иначе. Во-первых, они обычно крупнее, то есть ящик более длинный, чем обычно. В связи с тем, что камень хорошо работает на сжатие, но плохо - на растяжение, опор приходилось делать шесть или даже более.

Во-вторых, южноитальянские кафедры, как правило, богато декорированы. Рельефы на них встречаются не часто, но они могут быть украшены, кроме деталей архитектурных, резьбой по камню или же мозаикой.

Кафедра в соборе Барлетты достаточно скромная и строгая по меркам Южной Италии. Ящик на шести ножках, колонны имеют очень красивые романские капители, а декор собственно кафедры состоит почти исключительно из полуциркульных арок вполне древнеримского вида - и слегка подчеркнут понизу полосой красноватого мрамора.

кафедра собора Барлетты

Кафедра собора Сан Сабино в Каноссе Апулийской (Canosa di Puglia) закончена около 1050 года, т.е. в самый расцвет романики, и имеет по крайней мере две изюминки. Этот ящик на четырех ножках, но между опорами перекинуты красивые романские полуциркульные арки, на которых, собственно, и находится кафедра. Вторая изюминка в резьбе по камню - капители, арки, кафедра... между прочим, красивая деталь - каменная подставка для Библии в виде раскрытой книги над головой орла.

кафедра собора в Каноссе Апулийской, общий вид

кафедра собора в Каноссе Апулийской, резьба капители и арки

Иногда кафедры бывали прямо-таки гигантского размера (для кафедр, конечно) - как, например, в соборе Салерно.

кафедра собора в Салерно



Наконец, в качестве примера мозаичного декора - кафедра в соборе Равелло. Вот где вспоминаешь про увлечения Фридриха II, а до него - сицилийско-норманнских королей, арабским Востоком...

кафедра собора в Равелло, общий вид

кафедра собора в Равелло, общий вид

мозаика опор

детали декора

детали декора

название или описание

Ну вот, а теперь можно попробовать оценить, что же нового внес Николо Пизано в скульптуру вообще и кафедры в частности...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments