Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Итальянская скульптура позднего дученто (8).



Виппер указывает, что первой (видимо, из тех, что нам известны) совместной работой Николо Пизано с его учеником фра Гульельмо является люнет портала Луккского собора Св.Мартина. Дату он не указывает, но вторая совместная работа мастера и его ученика - это уже арка Св.Доминика в Болонье, начата она в 1264 или 1265 и закончена в 1267 годах. Так что луккский люнет относится к первой половине 1260-х гг.

В Лукку в странствиях по итальянскому Ренессансу мне уже больше вернуться не удастся, так что я на ней сейчас задержусь.

Лукка - город маленький, замкнутый горами. До Пизы здесь меньше сорока километров, если по прямой. Но до Пизы Лукке очень и очень далеко. А впрочем, если в Лукке нет пизанского горького и высокого величия, то это не значит, что нет ничего интересного вообще. Есть здесь, например, забавная площадь, точно повторяющая античный амфитеатр.

вид на Лукку с высоты

Муратов, говоря о Лукке, как всегда, точен и хорош.

Горы замыкают горизонт Лукки со всех сторон. Город окружен чрезвычайно толстой и превосходно сохранившейся стеной с бастионами, эскарпами и широкими рвами. Все это вместе производит впечатление чего-то уединенного и отгороженного от остального мира, впечатление не то крепости, не то тюрьмы. Впечатление остается и даже усиливается в самом городе с его невероятно узкими и запутанными улицами, на которые высокие дома бросают вечную тень. Даже в ясный ноябрьский день там сыро, глухо, мало воздуха, и хочется скорее вернуться на стены, где солнечно, ветрено и откуда видны прозрачные горные дали.

типичная средневековая улица

Теперь стены Лукки превращены в широкий бульвар, засаженный в несколько рядом великолепными платанами, составляющий гордость "луккезов". Прогулка по этим стенам в самом деле очень приятна. В полтора часа можно сделать по ним полный круг, обойдя весь город и все время видя перед собой стройные белые стволы платанов, зеленые крепостные куртины, за ними поля, деревенские колокольни, синеющие предгорья и, наконец, далекие снега апуанских Альп.

бульвар на крепостной стене

не знаю, платаны ли это, но бульвар тот самый

вид с бульвара

За Луккой нет таких исторических заслуг, которые располагали бы заранее в ее пользу. В ее истории было много ничтожного, позорного и унижающего. Многое в ее прошлом оправдывает слова Данте:

Del no per li denar vi si fa ita - Там "нет" за деньги становится "да".

Лукка не может даже гордиться тем, что наравне с Генуей и Венецией сохранила свою независимость до XVIII века. Судьба таких крошечных "независимых" государств бывает, очевидно, одна и та же в раные эпохи. Подобно маленьким немецким герцогствам лет пятьдесят тому назад [имеется в виду конец XIX века] и подобно современному Монако, Лукка уже в XVI веке стала модным курортом и игорным домом для всей Европы. За три столетия до того, как на луккских водах жили Байрон, Шелли, Гейне и Броунинг, сюда приезжал лечиться Мишель Монтень. С тех пор в судьбе Лукки не случилось ничего замечательного, если не считать курьезного эпизода с Наполеоном, отдавшим город в удел Элизе Бачиокки. С разговоров в салоне Анны Павловны Шерер об этой фантазии "Буонапарте" начинается эпопея "Войны и мира".

...И в Лукке шла когда-то горячая художественная работа: здесь воздвигались одно за другим смелые, оригинальные здания... Было это очень давно, в XII веке, в годы того странного и иногда прекрасного порыва к новой архитектуре, который придал совсем особый характер романскому стилю в этой части Италии. Это явление, известное под именем "преждевременного возрождения", обнаружилось впервые в Пизе. Но здесь, в Лукке, пизанская архитектура так привилась и так разрослась, что с полным правом может считаться местной особенностью.

Как давно замечено художeственной критикой, пизанский стиль потерял в Лукке первоначальную чистоту и ясность. Он был перегружен множеством ненужных деталей и затемнен стремлением к излишней нарядности и крайней выразительности. Наглядным примером этих качеств можно считать безобразный по пропорциям и хаотический фасад Сан Микеле..."


фасад Сан Микеле. Окно-роза в четвертом ярусе выходит не в собор, а в никуда...

...что хорошо видно на следующем снимке, представляющем собой тот же объект, вид сбоку. Приставленная декорация, и не более, вот что такое этот фасад


Прискорбное отсутствие вкуса не мешало луккези любить и украшать свой собор, так что они постарались к завершению декора портика собора привлечь и скульптора из Пизы, невиданного, знаменитого и модного. Заказ был не так чтобы глобальный, не кафедра, но люнет портала - тоже неплохо.

Вот собор Св. Мартина - а под аркадами портика видны три входа, три романских портала, где арочки светлые чередуются с розоватыми.

фасад Луккского собора Св.Мартина. На столбе между центральным и правым порталом - фигура Св.Мартина работы Гвидо да Комо, та самая первая конная скульптура, о которой было выше

вид портика и оформления порталов. Над дверями - полукруглые люнеты


Люнеты центрального, то есть главного, и правого порталов - это явно романская скульптура, симпатичная и наивная. Как и прочие фигуры фризов.

люнет центрального портала

люнет правого портала

Люнет "Снятие с креста" для левого портала заказали Николо Пизано. И при том, что это явно не лучшая работа Николо, он отличается от двух других люнетов кардинально.

"В рельефе люнета, - считает Виппер, - античные традиции отступают перед воздействием французской готики. Об этом свидетельствует плавный ритм масс, непрерывное вытекание одной фигуры, одной линии из другой и та изумительная гибкость, с которой силуэт всей группы вписан в полукруглое очертание рамы".
К сожалению, высокий рельеф сохраняется хуже низкого. Кафедра пизанского баптистерия тоже кое-где имеет утраты, особенно это видно в Благовещении-Рождестве-Поклонении пастухов. Кое-где нет рук, у пастухов в правом верхнем углу головы отсутствуют. Люнет из Лукки тоже без двух голов, причем как раз тех, которые бы очень пригодились для композиции - Мария слева от Христа и мужская фигура сразу справа.

Снятие с креста, Николо Пизано и фра Гульельмо

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments