Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Category:

"Фаберже. Утраченный и обретенный" (выставка в Эрмитаже)

В Аванзале Зимнего дворца представлена коллекция одного из крупнейших коллекционеров изделий Фаберже Малкольма Стивенсона Форбса (1919-1990), главного редактора и президента "Forbes Inc.", собиравшаяся им на протяжении нескольких десятилетий. На родине коллекция экспонируется благодаря российскому предпринимателю В.Ф. Вексельбергу, председателю совета директоров ОАО "СУАЛ-Холдинг", который приобрел ее у наследников Малкольма Форбса и сделал доступной для обозрения россиян. Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Культурно-историческим фондом "Связь Времен".

С момента своего приезда в Россию яйца Фаберже были предметом бесконечных скандалов. Достаточно того, что у коллекции нет официального юридического статуса - по документам она временно ввезенная. После смерти Форбса его потомки планировали выставить яйца на аукцион, но в последний момент отказались от намерения и продали их Виктору Вексельбергу с условием, что он передаст их государству. Однако государство так ничего и не получило. По этому поводу Вексельберга даже закидали яйцами, правда, не драгоценными, а тухлыми.

Ядро коллекции составляют девять пасхальных яиц - второе по количеству собрание (после Оружейной палаты Московского Кремля) знаменитых пасхальных сюрпризов, подарков императоров Александра III и Николая II своим августейшим супругам. В 1917 году пасхальные яйца были вывезены в Москву и в 1920-1930-е годы многие были проданы за границу.

На выставке, насчитывающей 26 экспонатов, представлены пятнадцать пасхальных яиц, девять из них - императорские.

1. Первое яйцо в этой серии "Курочка", выполнено Фаберже по заказу императора Александра III для императрицы Марии Федоровны в 1885 г., возможно, по случаю двадцатилетия их помолвки. Оно имитирует натуральное яйцо - золотое, покрытое белой опаковой эмалью. Внутри помещен сюрприз в виде фигурки курицы, которая держала в клюве рубиновое яйцо, утраченное к настоящему времени. Яйцо покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью; створки держатся на трех штыковых замках. Внутри – «желток» матового золота, который, открываясь, содержит фигурку курочки из цветного золота в гнезде с замшевой подкладкой и гравированными по золоту краями, изображающими солому. Оперение выполнено из чередующегося цветного золота, голова – из желтого, а гребешок и сережки – из красного. Все поверхности тщательно выгравированы, глаза выполнены из рубинов-кабошонов. Корпус курочки открывается посредством скрытого в хвосте шарнира, на брюшке выгравированы желтого золота лапки.
Пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией, а не точной копией яйца, изготовленного в начале XVIII века, три экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся в замке Розенборг, Копенгаген; в музее Истории искусств, Вена; в частной коллекции, а ранее – в художественной галерее «Зеленые своды», Дрезден 6. Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую можно обнаружить корону, а в ней – кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.
Известно, что Фаберже получал особое удовольствие, выполняя заказы по образцам мастеров XVIII века. Ему, без сомнения, было знакомо яйцо с курочкой, хранившееся в Дрездене, поскольку юность Карла Фаберже прошла в столице Саксонии, а его родители жили в этом городе с 1860 года до конца своих дней.






2. На Пасху 1894 г. императрице Марии Федоровне было подарено агатовое яйцо "Ренессанс", почти точная копия халцедоновой коробочки начала XVIII века работы амстердамского мастера Ле Руа, хранящейся в коллекции Музея Грюнес Гевольбе в Дрездене.

Ларец в форме яйца из просвечивающего голубовато-молочного агата лежит горизонтально на овальном золотом основании. Верхняя половина, или «крышка», открывающаяся на шарнире, украшена накладной трельяжной решеткой белой эмали с алмазными и рубиновыми цветами на перекрещениях. Сверху – выложенная алмазами дата «1894» в овалe землянично-красной прозрачной эмали в обрамлении стилизованых раковин зеленой эмали, перемежающихся яйцевидным мотивом красной и белой эмали. Нижнее окаймление крышки украшено раковинами прозрачной землянично-красной эмали в промежутках между завитками белой эмали с алмазами. Края створок внутренней стороны яйца, видных при открытой крышке, отделаны растительным бордюром на белом эмалевом фоне. Нижняя створка окаймлена сверху полосой землянично-красной эмали и охвачена снизу поясами из листьев с ягодкой и голубыми раковинами «пряжек». С обоих сторон ларца помещены золотые скульптурные львиные головы с кольцами в зубах. Чеканное основание отделано листьями прозрачной зеленой эмали, чередующихся с цветами красной эмали.




3. Яйцо "Бутон розы" было выполнено для новой императрицы Александры Федоровны в 1895 г. Бутон желтой розы помещен в золотое яйцо, покрытое красной прозрачной эмалью.
Юная новобрачная переживала разлуку с домом, и ей часто вспоминались розы, которые пышно цвели на ее родине. Дармштадт славился розарием «Rosenhцhe», устроенным в 1810 году швейцарским архитектором по ландшафту Цейхером по повелению Великой герцогини Вильгельмины Гессенской, принцессы Баденской (1788-1836). В 1894 году великий герцог Эрнст Людвиг, брат императрицы Александры Федоровны, возвел там дворец Rosenhцhe (разрушенный в 1944) и переоформил сад, добавив к нему Rosendom. До сегодняшнего дня Rosenhцhe известен как один из самых красивых розариев в Германии. Яйцо «Бутон розы» стало идеальным подарком Николая II обожаемой супруге на первую пасху, которую они праздновали вместе в России 1.
Яйцо в форме изящной коробочки с золотыми гирляндами и венками из лавровых листьев, перевязанными ленточками и пронзенными стрелами из бриллиантов, на фоне красной гильошированной эмали – совершенное по исполнению изображение символов любви, характерных для XVIII века. Яйцо «Бутон розы» – типичный пример изделия Фаберже в возрожденном нео-классическом стиле. Неоклассицизм, восходящий корнями к античности, получил распространение в годы правления Людовика XVI в противовес чрезмерной пышности рококо времени Людовика XV. Подобно смене художественных направлений в XVIII веке, неоклассический стиль в следующем столетии отверг господствовавшее до него в 1880-х годах нео-рококо и ярко проявился в ранних работах Михаила Перхина в фирме Фаберже.
Сюрприз яйца в виде растения – дань художественной традиции XVIII века, перекочевавшей и в следующее столетие. Подобные покрытые эмалью изделия в форме цветов,футляры часов и флаконы для духов, часто выпускались в Женеве. В 1830-х годах в Швейцарии были изготовлены часы, спрятанные внутри бутона розы, розовые лепестки которого раскрывались под действием пружины. По замыслу Фаберже, бутон желтой розы «распускался», обнажая корону, внутри которой находился рубиновый кулон грушевидной формы, – еще два символа императорской власти и любви.




4. Особый интерес на выставке вызывает "Коронационное" яйцо 1897 г., созданное в память о коронации императорской четы 9 мая 1896 г. Сюрпризом служит миниатюрная карета, копия той, на которой въезжала в Москву императрица.
Сквозь зеленовато-желтую эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая гильошированая поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решеткой из лавровых листьев зеленого золота.На вершине она замыкается венком алмазов. На перекрещениях решетки – двуглавые орлы черной эмали с алмазами на щитах и голубой эмалью на лентах. Сверху на яйце, под крупным алмазом – монограмма Александры Федоровны, усыпанная алмазами и рубинами на белом эмалевом фоне. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине черной по белой эмали датой «1897», видной сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких.
Во внутреннем, покрытом бархатом прямоугольном отделении, покоится миниатюрное повторение кареты 1793 года Екатерины II, использованной в коронационной процессии Николая и Александры. Карета, воспроизведенная до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам – императорские орлы, в центре её – усыпанная алмазами императорская корона. Двери украшены гербом Российской Империи из золота и бриллиантов, окна из горного хрусталя гравированы изображением поднятых занавесок. Крохотная подножка опускается при открывании двери, внутри кареты сидение и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре – золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.




5. Для императрицы Александры Федоровны в 1898 г. было сделано яйцо "Ландыши" с портретными миниатюрами Николая II и Великих княжон Ольги и Татьяны.
Гильошированная поверхность яйца просвечивает сквозь розовую эмаль; венчающая его императорская корона – в алмазах и рубинах. Из изогнутых золотых ножек основания прорастают побеги ландышей, охватывающие яйцо с четырех сторон листьями прозрачной зеленой эмали. На золотых стеблях – цветы из жемчуга, акцентированного мелкими алмазами.Жемчужная кнопка сбоку приводит в действие механизм: корона поднимается и вслед за ней из яйца появляются, веерообразно раскрываясь, три миниатюрных портрета, оправленных алмазами – Николая II и детей Николая и Александры, великих княжон Ольги и Татьяны. Каждый портрет подписан миниатюристом Иоханнесом Цейнграфом.
Яйцо «Ландыши» украшено любимыми цветами молодой императрицы и ее любимыми драгоценными камнями – жемчугом и бриллиантами. В качестве сюрприза в нем хранятся миниатюрные портреты трех самых дорогих ей людей. К тому же, Фаберже выполнил это пасхальное яйцо в стиле модерн – излюбленном стиле императрицы. Без сомнения, из всех изделий российского ювелирных дел мастера она предпочитала именно это.






6. Считается, что эрмитажные часы "Павлин" послужили образцом для яйца-часов "Петушок", подаренного императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 г. Яйцо, поверхность которого покрыта прозрачной фиолетовой эмалью по гильошированному фону, установлено на круглом пьедестале и поддерживается плоскими колонками с золотой орнаментацией поверх прозрачно-перламутровой эмали. Посередине – циферблат прозрачной белой опаловой эмали, декорирован трилистниками и горошинами с зеленой прозрачной эмалью, в медальонах перламутровой эмали по лучистому фону – арабские цифры, выложенные алмазами. Обрамление циферблата выполнено из жемчуга, над ним – аркой уложен золотой лавровый венок с ягодами из алмазов и жемчуга; под циферблатом – ажурный орнамент в виде свисающей гирлянды из фруктов и сетчатых фестонов с кистями. Постамент орнаментирован золотыми картушами с оправленными алмазами в центре и гирляндами по бокам; его верхняя площадка покрыта белой эмалью под ажурным узором, а вогнутая боковая поверхность под картушами – прозрачной сиреневой эмалью. Нажатием кнопки открывается крышка кружевного орнамента, откуда на золотой площадке поднимается раскрывающий клюв и машущий крыльями петушок. Закончив петь, он возвращается внутрь яйца, и крышка закрывается.





7. Яйцо "Лавровое дерево" было выполнено для Марии Федоровны в 1911 г. Это свободная копия изделия французского мастера середины XVIII века. На "Лавровом дереве" Фаберже насчитывается 325 нефритовых листьев, 110 белой эмали цветов и множество драгоценных камней.
Яйцо исполнено в форме подстриженного дерева с плотной кроной нефритовых листьев с цветами и фруктами из драгоценных камней, с лепестками белой эмали: алмазов цвета шампанского, аметистов, бледных рубинов и цитринов. В листве спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, приведение в действие которого поднимает круглую крышку на верхушке дерева, после чего изнутри появляется певчая птица, которая машет крыльями, поворачивает голову и поет, открывая клюв. Резьба по золотому стволу имитирует кору. Дерево «растет» из золотой почвы, насыпанной в квадратную кадку из белого кварца, декорированную золотой трельяжной решеткой с головками цветов на скрещениях и накладной гирляндой лавра прозрачной зеленой эмали с ягодами из рубинов-кабошонов, из которых центральный окружен алмазами. Каждая ножка кадки также украшена рубинами с алмазами, помещенными в золотые розетки, по углам кадка завершена жемчужинами. Двухступенный постамент и стоящие по углам ребристые тумбы выполнены из нефрита; тумбы с золотыми цоколями, накладной орнаментацией и навершиями, увенчанными жемчужинами в чашечке из листьев прозрачной зеленой эмали. Та же эмаль применена к листве на цепях между тумбами, звенья которой акцентированы жемчужинами. На нижней окантовке кадки надпись по-русски и дата: «Фаберже, 1911».



8. На Пасху 1911 года императрице Александре Федоровне венценосный супруг подарил яйцо "Пятнадцатилетний юбилей", посвященное годовщине их вступления на престол. Яйцо украшено портретными миниатюрами императорской семьи и важными эпизодами из истории дома Романовых. Яйцо поделено по горизонтали и вертикали поясами лавровых листьев зеленой эмали, на пересечениях крестообразно перехваченных усыпанными алмазами лентами. Они образуют восемнадцать панелей, шестнадцать из которых несут миниатюры придворного миниатюриста Василия Зуева, состоящих из семи овальных портретов императорской семьи и девяти исторических сцен царствования Николая II. На портретах – император Николай II, императрица Александра Федоровна, цесаевич Алексей Николаевич, великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна,Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Исторические сцены изображают: момент святого коронования; церемониальную процессию к Успенскому собору; церемониальный прием для членов Государственной Думы в Зимнем дворце; Хаус тен Босх в Гааге, место Первой Мирной конференции; обретение мощей Святого Серафима Саровского; открытие памятника Петру Великому в Риге; открытие памятника в Полтаве, приуроченное к Двухсотлетию Полтавской битвы;Музей императора Александра III; открытие Моста Александра III в Париже в присутствии Его Императорского Величества. Под портретами Николая и Александры – медальоны, где под плоским алмазом видны даты: «1894», год венчания Николая и Александры и «1911», год Пятнадцатой годовщины коронации; обе даты над лентой с надписью Фаберже русскими буквами. На верху яйца помещена императорская монограмма Александры Федоровны под крупным плоским алмазом, по кругу обрамленным мелкими. Снизу яйцо также украшено крупным алмазом в окружении мелких. Поле вокруг овальных миниатюр, а также верх и низ яйца покрыты прозрачной перламутровой эмалью по гильошированному фону.



9. Одним из последних пасхальных яиц, созданных для подарков императрицам, было яйцо "Орден Святого Георгия" 1916 г. Мария Федоровна сама вывезла его на Запад, покидая Россию в 1919 г.
Яйцо с гравированной эмалевой трельяжной решеткой из листьев, с маленькими Георгиевскими крестами покрыто прозрачной перламутровой эмалью и драпировано рельефной лентой Императорского Ордена Святого Георгия, выполненной в черной и прозрачной оранжевой эмали. На одной стороне орден белой и красной эмали, подвешен на орденской ленте. Откидывается наверх при помощи маленькой кнопки, открывая под собой миниатюрный портрет Николая II. На обратной стороне помещена серебряная медаль Святого Георгия с профилем Николая II и надписью по краю «Е. В. Николай II, Самод. Всеросс.», также подвешенная на ленте и открывающая под собой миниатюру, на этот раз Цесаревича Алексея Николаевича, на обороте надпись «За храбрость, 4 степ.». На верху яйца – монограмма вдовствующей императрицы, выполненная накладным серебром, окруженная венком из листьев с ягодами прозрачной зеленой и красной эмали с каймой белой эмали. Внизу яйца в аналогичной технике – дата «1916».



Кроме императорских пасхальных яиц, на выставке экспонируются драгоценные яйца, принадлежавшие другим лицам, а также ряд ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже, дополняющих наше представление об этом выдающемся мастере.

Пасхальное яйцо "Весенние цветы". 1890. Яйцо покрыто прозрачной землянично-красной эмалью по гильошированному фону с золотыми накладными завитками в стиле второго рококо. Створки открываются по вертикальному шву, отороченному поясом алмазов. Внутри помещена вынимающаяся корзинка с подснежниками, лепестки которых сделаны из халцедона, а пестики из демантоидов. Яйцо замыкается на вершине алмазной защелкой. Круглый двухступенный постамент выточен из бовенита, обтянут выложенным алмазами пояском и у основания цоколя оформлен золотым орнаментом рокайль.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments