Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

О Новой Голландии - с некоторым оптимизмом. И картинками



Есть остров золотой…

В самом конце прошлого года с острова Новая Голландия, наконец, ушли военные. В ближайшие месяцы будет проведен конкурс среди инвесторов на реконструкцию сооружений острова. Споров, скорее всего, избежать не удастся, потому что представления о будущем Новой Голландии разнятся даже у представителей городской администрации.

Это и понятно, ведь территорию острова называют «золотой землей». Практически нереально найти свободный участок земли площадью около восьми гектаров в центре любой мировой столицы. По мнению вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова, на острове должен появиться многофункциональный комплекс с гостиницей, офисами, бизнес-центром, выставочными залами. Также вице-губернатор полагает, что на острове найдется место для жилья. Однако именно размещение жилой застройки вызвало оживленные споры.


Лакомый кусок

Александр Викторов, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре городской администрации, заявил корреспонденту «АиФ-Петербург», что появление жилой застройки на острове негуманно по отношению к памятнику истории и архитектуры. «Если это произойдет, то Новая Голландия вновь станет закрытой для горожан. Мне кажется целесообразным присутствие здесь общественной функции во всем многообразии ее проявлений», — уверен он.

Мнение Александра Викторова разделяет и Вениамин Фабрицкий, архитектор, лауреат Государственной премии, автор самого известного проекта реконструкции сооружений на острове. Он приводит три основных аргумента. Во-первых, исторический: почему-то никому не приходит в голову построить жилой дом на Исаакиевской или Дворцовой площади или в непосредственной близости от них. Во-вторых, трудно понять, как можно сочетать жилые дома с сохранившейся исторической застройкой. И в-третьих, жилье в таком месте размещать абсолютно невыгодно исходя из экономических соображений: очевидно, что отдача городу будет большей от коммерческой недвижимости, чем от жилой.

Об экономической нецелесообразности жилой застройки говорит и Александр Викторов. «Будущее Новой Голландии — это многофункциональный комплекс, использование которого позволит объекту не только существовать, но и самоокупаться», — считает главный архитектор Петербурга.


Проект со стажем

Обычно проект архитектору заказывается. В случае с Новой Голландией все было наоборот: Вениамин Фабрицкий в конце 70-х годов прошлого века сам разработал и предложил городской администрации план реконструкции острова. «Я жил около Новой Голландии, и часто, гуляя в те времена с моей женой Галиной Ковалевой (Народной артисткой СССР, солисткой Мариинского театра. — А. Н.) рядом с островом, сожалел о том, что такое прекрасное место буквально оторвано от жизни города», — признается Вениамин Фабрицкий. Тогда в голову архитектора и пришла идея разработки плана реконструкции острова.

Проект был представлен первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Григорию Романову, который его одобрил, но сказал, что «сначала достроим дамбу, а потом уже приступим к Новой Голландии. Сразу два дела городу не потянуть».

При следующем главе города идея опять активно обсуждалась, однако военные делали все для того, чтобы не дать возможность осуществить задуманное. Анатолий Собчак также приложил много усилий для продвижения проекта, в его планы входила реставрация сооружений острова за несколько лет.

В начале 90-х годов проект Фабрицкого был показан во многих европейских столицах. Перед поездкой на выставку в Париж Фабрицкий познакомился с Владимиром Путиным, который в то время только был назначен помощником Анатолия Собчака. В Париже удалось договориться о начале финансирования реконструкции французской стороной. План воссоздания Новой Голландии получил положительные отклик у тогдашнего мэра Парижа Жака Ширака. Главным условием инвестора был вывод военных с острова до 1993 года.

Увидев, что дело сдвинулось с мертвой точки, некоторые архитекторы и проектные организации в Петербурге сочли, что выбор был сделан несправедливо, без проведения конкурса. В результате конкурс был все-таки объявлен, но Вениамин Фабрицкий участвовать в нем принципиально отказался, так как был уверен в изначальной предопределенности итогов. В конкурсе победил архитектор Юрий Митюрев, который в конечном счете стал сотрудничать с Фабрицким. Однако к 1993 году главное условие французов выполнено не было, а в октябре обострился политический кризис. Эти события заставили французскую сторону прекратить работы.

В 1993–1997 годах о Новой Голландии почти не вспоминали. В 1997-м крупная английская компания проявила интерес к планам реконструкции острова. Однако реализовать задуманное опять не удалось из-за августовского дефолта.

В начале 2003 года министр экономического развития Герман Греф и министр обороны Сергей Иванов договорились о том, что в течение 2003 года ВМФ полностью освободит помещения Новой Голландии. Однако, как мы видим, это событие произошло только в конце 2004 года.


Оазис?

Проект, разработанный Вениамином Фабрицким, состоит в том, чтобы остров композиционно состоял из двух частей — культурной и деловой. Здания для деловой части должны быть построены заново в северной части острова взамен имеющейся малозначимой постройки. А все культурные учреждения разместятся в отреставрированных старинных зданиях.

Культурная часть будет включать в себя театральную составляющую, куда войдут несколько средних залов филиалов Мариинского театра, БДТ, музей театральных художников, театральные студии. Выставочный комплекс предполагает размещение экспозиции современных художников. Также в этой части могут расположиться филиалы крупнейших музеев мира — Лувра, Метрополитен-музея и т. д. Идея получила самые положительные отклики у руководителей этих музеев. Проектом предусматривается использование внутренней площади острова, как площади Святого Марка в Венеции, для театральных и карнавальных представлений. С Валерием Гергиевым Вениамин Фабрицкий обсуждал проведение здесь музыкальных фестивалей под открытым небом. Деловая часть представляет комплекс, в котором разместятся торговые центры, кафе, рестораны, отели, офисы компаний и банков. В центральной части комплекса предполагаются большие залы для проведения международных конгрессов, форумов и других мероприятий.

При надлежащем финансировании реконструкцию удастся провести за 5–7 лет. «В пользу работы над проектом Новой Голландии я отказывался от многих предложений, и мне хотелось бы, чтобы дело всей моей жизни было воплощено в реальности», — надеется Вениамин Фабрицкий.


Александр НОВИКОВ

Пара примечаний

Новая Голландия - это почти треугольный в плане остров почти на крайнем западе центральной части Петербурга. Строил его единственный архитектор рококо в России Антонио Ринальди; а представляет она собою на самом деле бооооооольшие галереи в несколько этажей вдоль берегов острова, и в принципе строились оные для сушки корабельного леса. Короче, сие есть склад леса, вот. Даром что почти рококо.

Ринальди любил материалы естественные, и главное украшение Новой Голландии, арка, перекинутая над каналом, по которому можно заплыть непосредственно в глубь острова, тоже никогда не штукатурилась и не белилась.











Вот вид с одного из закругленных углов - здесь знаменитые новоголландские огромные комплексные окна уже приведены в порядок. В остальных местах смотреть в основном больно.



Ну и напоследок - знаменитая круглая тюрьма, прозванная в питерском народе бутылкой. Когда советуют "не лезть в бутылку", это вот сюда конкретно советуют не лезть.
Так выпьем же за то, чтобы в бутылку не лезть...


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments