Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Итальянская скульптура позднего дученто (11). Ученики Николо Пизано



Что любопытно - ни один из учеников Николо Пизано не избежал влияния учителя в области конструкции "ящик на ножках". Каждый где-нибудь, да отметился в данном жанре.

Из трех мастеров, вышедших из мастерской Николо, Фра Гульельмо наименее оригинален. Джованни Пизано удостаивается эпитета "гениальный" и сравнения с Микеланджело (не слабо, но вполне заслуженно). Арнольфо ди Камбио ни много, ни мало, временами ближе к античной классике, чем сам воспитанный на античности Николо, а также создал новый тип кивориев и новый тип гробниц... совсем неплохо.

Относительно Фра Гульельмо никто из искусствоведов бурных восторгов не проявляет. Мне нравится характеристика "лучший мастер своего времени за исключением Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио".

О Фра Гульельмо известно немногое. Впрочем, о любом скульпторе этого времени известно мало... Родился Фра Гульельмо (тогда, правда, еще не фра) где-то около 1238 года, местом рождения его считают Пизу. Год смерти 1313 установлен примерно с такой же вероятностью, как год рождения, то есть все очень зыбко. Католическая энциклопедия называет его Guglielmo Agnelli. Другие источники - Гульельмо из Пизы.

Кажется, первый довольно достоверный факт из биографии мастера-доминиканца состоит в том, что он вступил в доминиканский орден, и случилось это в Пизе в 1257 году. Другой достоверный факт - Фра Гульельмо был учеником Николо Пизано. Как помнится, отдельные искусствоведы доходят до намеков на то, что именно Фра Гульельмо мощно повлиял на Николо и заразил его своим увлечением готикой. Ну, Бог с ними, с путями заражений.

Что касается работ, то скупо упоминается, что Фра Гульельмо чего-то там строил, в том числе, возможно, колокольню аббатства Сеттимо возле Флоренции. Опять же первый достоверный факт работы - это участие в оформлении арки Св.Доминика в Болонье вместе с Николо Пизано и, надо думать, прочими учениками Николо. Мне нравится в той же католической энциклопедии слово "сотрудничество" - ученик соизволил сотрудничать с учителем... либо даже через столько веков гораздо приятнее, чтобы над аркой святого работал, так сказать, свой человек, в рясе, а не сомнительный любитель античности с югов, пусть и суперталантливый; либо есть какие-то источники, согласно которым рельефы арки Св.Доминика действительно принадлежат в основном Фра Гульельмо. В любом случае мне думается, что арка была переломным моментом в жизни Николо вообще и отношениях его с церковью в частности, и дело закончилось внешне очень благополучно и мило. Фра Гульельмо с его доминиканством в этой непростой ситуации мог играть по отношению к Николо любую роль - положительную, так сказать, искренне-просветительскую, отрицательную (если дать волю фантазии и предположить, что он был чем-то вроде позднейшего иезуита, шпионом при Николо... так не дадим же волю фантазии!..) или никакую, то есть Николо был человек взрослый и разобраться в том, с кем дружить, а с кем нет, мог и сам. Мне лично последний вариант как-то ближе.

Католическая энциклопедия упоминает еще какие-то работы Фра Гульельмо на фасаде собора в Орвьето (если доживу... там много любопытного, но это уже однозначно треченто, и об этом не сейчас), впрочем, у искусствоведов я ни разу не встречала упоминаний о работа фра Гульельмо в Орвьето. Примерно в 1303 году доминиканец снова работает в Пизе, украшая фасады церкви Сан Микеле какими-то "историческими барельефами". Вот, собственно, и все, что сообщает о Фра Гульельмо как-никак, но информированный орган.

Искусствоведы, со своей стороны, безусловно отдают Фра Гульельмо достаточно интересную работу: кафедру (а вот и появился он, ящик на ножках...) церкви Сан Джованни Фуорцивитас в Пистойе.

Пистойя - прямо-таки город кафедр. Кафедра романская в Сан Бартоломео ин Пантано работы Гвидо да Комо (про нее уже было). Кафедра школы Николо Пизано... ну, скажем, со следами готического стиля - как раз работа Фра Гульельмо. И недалеко, в Сант Андреа, еще первая кафедра Джованни Пизано... но до нее еще надо дожить. А пока - 1270 год, кафедре Пизанского баптистерия исполнилось десять лет, более того, закончена года два как и кафедра Сиенского собора. Фра Гульельмо, в общем, есть на что ориентироваться. Если он действительно так проникнут готическим духом, что сумел повлиять на учителя, следует ожидать чего-то очень похожего на великие работы Николо.

Церкви Пистойи отличаются выраженной и какой-то дробной полосатостью - не помню, честно говоря, чтобы где-нибудь еще в Тоскане она была выражена настолько явно. Все это романика, все это 11-12 век постройки. Церковь Сан Джованни Фуорцивитас не составляет исключения.





А вот и кафедра.



Честно говоря, от Николо здесь не так уж много. Вот на то, что сделал Гвидо да Комо, похоже гораздо более. Ящик на ножках вполне себе параллелипедного вида, разве что карниз сильно раскрепован и вынесен на углах... но это Николо делал еще в Пизе. Никакой изящной конструкции. Никакого готического порыва вверх. Напротив, над колоннами яркие разноцветные полосы резко расширяют кафедру и подчеркивают ее обыденную ящиковую четырехугольность. Более того, ящик совсем уж не по-готически уперт одной стороной в стену, так что на колоннах круто сэкономили. Правда, в знак протеста Фра Гульельмо обозначил на стене церкви нечто вроде капителей, которые словно выступают из стены в тех местах, где оная стена поглотила предполагаемые опорные колонны (не там, где на снимке на стену падает весьма символическая тень, а чуть правее и соответственно довольно сильно левее).



Как-бы-капители действительно похожи на капители и изображают пророков; с книгой и без книги. Конструкция, правда, как-то сиротливо висит в воздухе, потому что собственно колонну стена съела без остатка.



Правда, все особенности конструкции можно отнести на счет скупых пистойцев, желавших сэкономить, а также их общей косности... ну допустим. Но первая же из "настоящих" капителей обнаруживает вид абсолютно не готический, а чрезвычайно романский. Плоские райские птички... было, и не однажды, и несколько романских веков.




Тогда, возможно, говоря о готицизме Фра Гульельмо, искусствоведы имеют в виду барельефы кафедры?

В принципе да, рельеф высокий. И фигур довольно много. И определенная смятость их кое-где виднеется. Но на самом деле даже рядом с пизанской кафедрой эти барельефы не стояли, не говоря уж о сиенских. В общем, повлиять на Николо Фра Гульельмо мог разве что доминиканской рясой, а также хорошими качествами характера и высокими достоинствами ума... но никак не степенью художественного таланта.



Он очень добросовестный, очень восприимчивый, старательно компилирующий приемы Николо мастер, умело работающий по камню и не без искры Божьей, хотя мастер не из самых больших. И на сей оптимистической ноте о Фра Гульельмо закончим - потому что сказать больше и нечего.

Особенно в сравнении с двумя другими учениками.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments