Нур ад-Дин отнял у крестоносцев Эдессу (совр. Урфа), центр графства Эдесского, находившегося на северо-востоке от прибрежных государств крестоносцев, по течению Верхнего Евфрата. Именно против Нур ад-Дина был направлен неудачный Второй крестовый поход в середине XII века.
О молодости будущего Салах ад-Дина известно немного. Молодость ему, как и положено, придумали потом, когда он уже стал знаменитым и основал династию Айюбидов. Одна из версий гласит, что юные годы Юсуф провел в Багдаде, обучаясь наукам; другая - что молодость Юсуфа была погублена в пьяных кутежах. Странно, почему считается, что версии исключают друг друга. Можно быть неплохим студентом и тем не менее устраивать кутежи.
Нур ад-Дин между тем расширял свои приобретения. В 1154 году он захватил Дамаск, после чего нацелился на Египет, где правил фатимидский халиф. В тот момент в Египте схватились за власть два претендента на пост везира, то есть реального правителя государства (халиф был примерно как "ленивый король" в последние годы династии Меровингов, то бишь вывеска). Проигравший претендент по имени Шавер бежал в Дамаск и попросил у Нур ад-Дина помощи. Тот направил в Египет армию под командованием Ширкуха, а вместе с ним отправился и молодой Юсуф, надо полагать, решивший бросить как науки, так и разгульную жизнь.
Ширкух был талантливым полководцем и вернул Шаверу место везира, но, само собою, не для того, чтобы потом вывести войско из Египта, а чтобы оно осталось там навсегда. Шавер, не будь дурак, обратился за помощью к иерусалимскому королю Амори (Амальрику) I. Совместно с Шавером крестоносцы победили Ширкуха и заставили его отступить. Однако Ширкух оказался упорным, вернулся с подкреплениями и в 1167 году взял Александрию.
Война тем не менее велась с переменным успехом, но Ширкуха (и Юсуфа, надо полагать, тоже) выручили милые особенности крестоносцев. За свою помощь они получали от Шавера десять тысяч золотых ежегодно. Но, поняв, насколько слаб фатимидский Египет, они решили захватить его и взять все деньги в один прием. Так что в 1168 году они ударили своему союзнику в тыл и начали грабить Египет. Это были враги похуже Ширкуха. (Надо понимать, общее неуважение Салах ад-Дина к крестоносцам объясняется, помимо прочего, и этой малосимпатичной историей).
Тогда к Нур ад-Дину за помощью обратился сам фатимидский халиф. Подчеркивая свою беспомощность, он вложил в письмо пряди волос своих жен и написал: "Женщины, чьи волосы я посылаю тебе, заклинают тебя охранить их от обид, которые ждут их со стороны франков". Все ж таки арабы знали толк в высоком штиле, а также, несмотря на многоженство, высоко ценили женщин. Как-то не представляю себе, чтобы подобное заявление прозвучало где-нибудь на Западе сколько-нибудь всерьез.
В 1169 году Ширкух по приказу Нур ад-Дина изгнал крестоносцев. Шавера казнили, и Ширкух сам стал везиром, продолжая, само собою, служить Нур ад-Дину.
В том же году Ширкух скончался, и ему наследовал молодой Салах ад-Дин ("защитник веры", это не имя, а прозвище). Решив, что новая метла метет по-новому, он начал с убийства фатимидского халифа. Затем в течение трех лет он вплотную занимался египетскими делами, помимо прочего активно искореняя исмаилитскую ересь. Египетскую армию, состоявшую из берберов, суданцев и армянской гвардии, он постепенно заменил на сельджукские и курдские войска, которые были ему верны.
В 1174 году умер Нур ад-Дин. Салах ад-Дин вторгся в Сирию, разогнал соперников и захватил Дамаск. Через год багдадский халиф пожаловал Салах ад-Дину титул султана.
Владения будущего Айюбидского султаната простирались от Египта до Сирии включительно и в общем являлись барьером между государствами крестоносцев на побережье и мусульманскими государствами внутренних областей Ближнего и Среднего Востока. Собственно, для европейцев это был лишь первый бастион мусульманской обороны. При рассмотрении войн Салах ад-Дина с крестоносцами надо постоянно иметь в виду, что он не только был жизненно заинтересован в отвоевании приморских областей - он далеко не был самым сильным мусульманским государем Ближнего Востока, хотя и был самым умным и талантливым.
А еще Салах ад-Дин все время ощущал крайнюю нехватку войск и средств, ему приходилось отступать, потому что ему отказывали в помощи, а то и ударяли в спину единоверцы. Но, с точки зрения европейцев, именно он был олицетворением всесилия "неверных". Словом, европейская легенда о "султане Саладине" - во многом только легенда.
Но, надо признать, чисто по-человечески Салах ад-Дин был куда более достоин легенды, чем, допустим, тот же Ричард Львиное Сердце.
TBC
По "1187". И.Можейко.