Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Category:

Крестовые походы изнутри: роль личности в истории, или деяния Рено Шатийонского


Мерзавца звали Рено (Райнольд, но поскольку он был из Франции, то вариант произношения - Рено) Шатильонский (Шатийонский). На Ближнем Востоке он появился молодым и красивым и карьеру решил строить соответственно (чем-то сильно мне напомнил наших Феликсов - Первого Эльстона, Второго Эльстона-Сумарокова и третьего Юсупова-Эльстона-Сумарокова. Женитьбой пробивали дорогу себе).

Итак, было еще и третье государство крестоносцев. Кроме королей Иерусалимских и графов Триполийских, существовали князья Антиохийские. В 1149 году князь Антиохийский был убит в бою с войсками все того же Нур ад-Дина (Ширкух там, может быть, и был, а вот одиннадцатилетний Юсуф - вряд ли). Мусульмане осадили Антиохию, оборону возглавила вдовая княгиня Констанция и антиохийский патриарх Аймерих. Осаду они отбили.

После этого Констанция во всеуслышание заявила, что останется одинокой, так как, дескать, поклялась патриарху отстоять свою и княжества независимость от разнообразных искателей приключений. Тем не менее повела она себя примерно как та средневековая дама, что клялась быть верной погибшему мужу, а потом, выходя замуж, ответила с трогательной наивностью: "Да, я клялась, но я же не клялась сдержать клятву". Ибо в Антиохии появился молодой Юсупов... то есть Рено Шатийонский.

Короче, в 1152 году влюбленные тихо и без ведома патриарха поженились. Иерусалим был сильно недоволен, и не только потому, что князем Антиохийским становился Рено, но из-за милых личностных особенностей самого Рено, успевшего в столице себя проявить.

Милые личностные особенности проявились после брака и в Антиохии. Патриарх попенял Рено, что тот, дескать, хоть и князь, но должен к нему, патриарху, человеку немолодому и уважаемому, относиться вежливо. Рено в ответ велел схватить патриарха, раздеть, обмазать медом и выставить в жаркий летний день на площади на поживу слепням и осам. А затем посадить в тюрьму.

Антиохийские бароны, а также лично король Иерусалима взвились до небес, и Рено был вынужден Аймериха выпустить. Тот проклял Рено и уехал из Антиохии навсегда.

Рено заскучал. В 1156 году он получил неплохие деньги от византийского императора Мануила и напал на царство Киликийскую Армению (иногда Армянскую Киликию... что в лоб, что по лбу, в общем). Понятно, почему Киликия мешала Мануилу - соседей всегда не любят. Но вообще-то христианская Киликия была единственным верным союзником крестоносцев на Ближнем Востоке, в отличие от той же Византии. Впрочем, Рено в это не углублялся. Он неслабо разорил приморские города Киликии, набрал побольше рабов и уплыл прежде, чем его настигли войска взбешенного царя Тороса. Вернувшись в Антиохию, Рено напомнил императору о том, что он, Рено, пока получил только аванс, а основную часть Мануил собирался уплатить после дела. Мануил Рено, как видимо, презирал и ответил, что Рено уже вполне достаточно поживился в этом набеге, по подвигу и награда.

Рено обозлился. Он набрал флот, двинулся на Кипр, тогда еще не захваченный Ричардом (это случится через тридцать с лишним лет) и принадлежавший Византии, тоже хорошо там поживился и набрал рабов, а потом сообщил императору, что вот теперь они в расчете.

Любимой резиденцией Рено был замок Крак де Шевалье. Совершенно потрясающее место и потрясающий замок, хорошо сохранившийся, между прочим... ладно, картинки замка отдельно, они того заслуживают. Ну, например, там одна крепость как бы вставлена в другую, и между стенами в огромном дворе - большой водоем, питающийся местными источниками по специальному мосту-акведуку. Крепость абсолютно неприступная на тот момент. Вот там Рено отсиживался, когда им кто-то был недоволен.

Какое-то время Рено пытался подвизаться и на ниве политики. Но его никто не любил, и даже крепкую руку Раймунда Триполийского согласны были в Иерусалиме терпеть больше, чем Рено. Насколько Рено не пользовался популярностью, показывает следующая история. В 1160 году при очередном набеге сарацины устроили засаду, захватили Рено и посадили в тюрьму в городе Гамба. И просидел он там целых шестнадцать лет. Причем никто не сделал никаких попыток его выкупить. Даже его собственная супруга Констанция. Похоже, что все вздохнули с облегчением.

Вообще так было не принято. Своих знатных персон христиане старались выкупать, а сарацины старались не убивать, именно чтобы получить выкуп. Но Рено, видимо, достал всех по-крупному. Между прочим, когда в 1165 году в плен сарацинам попал молодой сын Рено и Констанции Боэмунд, его выкупать помог лично патриарх Аймерих.

В 1176 году Рено таки вышел из тюрьмы. В Антиохию его не пустили. Он поселился в своем любимом Крак де Шевалье и начал вести себя по-старому, только еще хуже, ибо, надо полагать, за 16 лет озлобился на всех. В 1181 году он плюнул на объявленное перемирие и совершил рейд в глубь территории Саладина. В ответ, между прочим, Саладин возглавил карательную экспедицию на Бейрут, так что за Рено пострадало Иерусалимское королевство. Но Саладина тоже можно понять - Бейрут был поближе к Египту, чем Крак де Шевалье, и вообще, похоже, это был намек для иерусалимского короля, что Рено надо бы и приунять.

Рено не унялся, хотя, возможно, ему посоветовали обратить его буйную энергию куда-нибудь подальше. Во всяком случае, в 1182 году он захватил город Айла на Красном море и начал там строить флот, чтобы хорошенько пограбить берега Аравии. Правда, флотоводец он был более чем средний, флот его погиб в первом же бою, Айла тоже была потеряна, и Рено вернулся в любимый Крак де Шевалье.

Через два года Рено достал всех так, что Раймунд Триполийский, тогдашний регент при малолетнем Балдуине V, даже осаждал Крак де Шевалье, надо думать, в основном формально - в качестве намека. Но Рено не научило и это.

И вот, когда двухлетнее перемирие с Саладином подходило к концу, а именно в начале 1187 года, Рено засек большой торговый караван, двигавшийся из Иерусалима в Дамаск. Бравый Шатийон кинул клич, выскочил с дружиной, обобрал караван, перебил купцов и охрану... и обнаружил, что в караване ехала любимая сестра Саладина.

Саладин такие вещи не прощал. Но он был человек разумный и немолодой, понимал, что война с государствами крестоносцев будет нелегкой, и даже тогда не хотел начинать бить морду без попытки наладить отношения. Он написал иерусалимскому королю гневное письмо, требуя Рено примерно наказать. И, надо сказать, это было самое меньшее, что он мог сделать.

Если бы регентом был все еще Раймунд... но королем в тот момент уже был Ги де Лузиньян, которого жена и бароны вернули именно для того, чтобы сковырнуть Раймунда. Ги подумал, что его положение и так непрочное, что свой христианский рыцарь, в конце концов, ближе сарацинского султана, и вообще, Саладин в тот момент наконец взял в руки всю Сирию, почему многие сельджукские правители были настроены резко против него. Короче, в Иерусалиме решили, что настало время покончить с надоевшим Саладином, и не только собственными силами - в Европе вроде как уже намечался третий крестовый поход.

И Ги тянул (даже с выплатой компенсации) столько времени, что Саладин понял - миру уже не быть. Тем более, что и Саладина подталкивали в его собственном окружении люди, которые хотели покончить с крестоносцами.

Короче, войну было не остановить.

Саладин торжественно объявил священную войну против государств крестоносцев и поклялся не складывать оружия до тех пор, пока последний из латинян не покинет его страну. Что касается Рено Шатийонского, что Саладин не менее торжественно дал обет убить его собственными руками.

Что мне особенно нравится в Саладине - это то, что он свое слово всегда держал.

ТВС
Tags: крестовые походы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments