Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Типа рецензия на режиссерку

Предупреждаю на берегу - текст я до ума не довела и почти наверняка и не доведу, потому что ни времени, ни настроения нет. Если выросло криво, сыро и неполно, уж что выросло. ЖЖ вообще хорош тем, что здесь можно ставить любые тексты, даже такие - потому что их смело можно не читать.



ПОСЛЕДНИЕ СЕМНАДЦАТЬ ПУНКТОВ,
ИЛИ ТО, ЧТО Я ДАВНО ХОТЕЛА СКАЗАТЬ О ФИЛЬМЕ ДЖЕКСОНА, НО ДО СИХ ПОР ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ НЕ ГОВОРИЛА



Дисклеймер: сходство разбираемых персонажей с кем-нибудь из реально существующих лиц не задумано изначально и остается на совести тех, кто захотел это сходство найти. Что той зимой, что этой. Если мне станет интересно про реально существующих, то "Все, что я хочу сказать, я скажу" (с. доктор Ватсон). А пока мне интересно только и исключительно про фильм.
Конец дисклеймера.



1.

Дело не во мне, понял Марк. Она всех так анализирует.
Ужас какой.
Л. М. Буджолд


Насколько понимаю, за мною тянется недурственный шлейф дурной славы: дескать, я страстно увлекаюсь анализом психологии героев, причем буквально покадрово. Ах, право же, ко мне слишком добры. Нет, я ничего не имею против дурной славы, дело привычное: в шеренге не хожу, если дают линованную бумагу, пишу поперек, и прочая и прочая. Но помилосердствуйте, покадровый разбор движений тела и лица имеет смысл не сам по себе, а лишь в случае, когда он что-то доказывает. Ну, например, обнаружилась сцена, совершенно не понятая кем-либо вследствие простой невнимательности, отсутствия жизненного опыта или избирательной обделенности природою-матерью (совершенно уверена, что последний вариант исчезающее редок – ибо я твердо верю в людей в общем и в природу, мать нашу, в частности). Или нашла на меня охота определиться с общей концепцией режиссера по поводу какого-то образа. Тогда можно и написать длинную простыню, дабы объяснить то, что на экране занимает минут так пять-семь, от силы десять. Кстати, можно и не писать. Все равно слепые, глухие и остальные обделенные не поймут. Зато совесть у меня будет чиста, концепция оформится в слова, а я сильно повеселюсь в качестве дополнительного бонуса. Оно, конечно, мелочь, но в пользу простынь.

Веским аргументом против излишнего марания постельного белья является то, что не каждого актера в фильме ВК интересно разбирать покадрово – в силу разнообразных причин. То нет одного, то напрочь отсутствует другое, то остро недостает третьего. И выходит словно в анекдоте про студентов и половую жизнь: многовариантно. Честно говоря, звезды редко сходятся так, чтобы мне захотелось преодолеть собственное добродушие.

Иногда сцена важная, и ее бы разобрать, а игра не Бог весть, чего там разбирать-то. Скажем, движется Гэндальф с посохом наперевес в сторону экзорцирования Сарумана. Ну и совершенно бесполезно анализировать предъявленный сэром Маккелланом набор движений и гримас – это уже из области методологических проблем. Смысл данной сцены, а также почему Джексон так махрово над Гэндальфом издевается, прояснились сами собою после третьего фильма. А покадровый анализ, равно как и пребывание в Сочи при известном функциональном расстройстве, здесь совершенно бессилен.

Иногда, напротив, актер потрясающе работает, как сэр Холм, каждая деталька виртуозно сделана… а смысл вот он, лежит себе на поверхности, и поговорка «Не ломись в открытую дверь» необыкновенно уместна.

Иногда вроде и играет-старается, вроде и сцена не без смысла, и мордашка не без смазливой обаяшковости… а мне неинтересно покадрово, и все (кто не понял, это про Пиппина, особенно где кадр им переуснащен специально для фанаток).

А иногда… о, бывают бриллианты такой огранки, что я дышать на них не решаюсь, не то что руками потрогать.

Все, что я хотела, я уже давно разобрала. Мне в основном были интересны личностные поединки. Особенно тот, что между Фродо и Фарамиром – из-за Венэма главным образом, который есть Лучший-И-Тончайший-Актер-Фильма.

Так что звиняйте, граждане добрые и всякие иные, не будет разборов. А будет так, пробегом по верхам: про нечестную игру двух хороших мужиков, воспитание с применением забора, цирк, любовь, силу, перемену судьбы, механизмы удовлетворения, объемность и постмодернизм. И куда ни ткни – много моей, как обычно, глубоко негуманитарной точки зрения без малейших претензий на объективность.

Вас предупредили.


2.

Всё это,
Я вам скажу, пустяк и безделушка
В сравненьи с тем, что будет впереди.
Лопе де Вега. «Собака на сене».


Как Шарапову сберкнижка, так мне «Голос Сарумана» неслабо согрел душу, так сказать, с порога. Кому что, а я разве что не прослезилась, увидев, как хотя бы по одной маленькой, теплой и углубляющей образ черточке получил каждый из принявших участие, даже те, кто деревянный.

Само собою, Саруман в согреве моей требовательной души практически не участвовал. Ли, как я уже говорила и подтверждаю на всякий случай еще разок, для меня вообще худший актер трилогии – он вне конкуренции, даже если включить в список пони Билла, Лив Тайлер и эльфийский кулон. Те просто нули. Этот, несомненно, из разряда чисел отрицательных.

С моей точки зрения, взять Саруманом Ли - это вроде как взять на роль Денэтора Бориса Карлоффа. При всем желании трудно сделать с образом что-нибудь неоднозначное, когда на тебе по жизни висит плакат с аршинными буквами: Я ОПЬЯТЬ ЕСТЬ ОУШЕНЬ, ОУШЕНЬ ПЛАХОЙ ПЭРСОНАШШ! С другой стороны, как ни странно, изредка Ли выглядит вполне прилично. В основном это происходит там, где у него вдруг появляется желание не ограничиться стандартными приемами («я-весь-очень-жуткий-клянусь-своей-треуголкой»), но действительно что-нибудь поиграть актерски, показав миру неоднозначность Сарумановых тонких чувств.

Вот, помнится, еще в БК Саурон выдал подчиненному императивное распоряжение по телепалантирной связи. И сидит Саруман никакой, понимая, что Гэндальф-то в общем прав был - властелин у мира может быть только один. Так что все беседы о дружбе и сотрудничестве есть не более чем разговоры в пользу бедных. А также его, Сарумана, самолюбия.

Хочется особенно обратить внимание общественности на то, что далее ситуация ювелирно отыграна ступенькой ниже, когда Саруман занял место Саурона, а в роли «Маша открыла для себя…» выступил Грима. Пофиг Саруману любимый Гримою Рохан, и ничем Белый Маг не собирается делиться – ибо подчинение, а не равенство, есть суть подобных отношений.

И хватит про Сарумана в этой моей жизни. Я лучше про то, что черточек накидали всем, но сцену мощнейшим образом перетянул на себя и увел у всех на голубом глазу Хилл. Вот это король. Вот это харизматик! Учись, Мортенсен, если можешь (в чем лично я сомневаюсь).

Много приятного в запеве, много. Ну не дано было в этом фильме хорошему актеру Дурифу развернуться, а образу Гримы стать по-настоящему неоднозначным – но не следует над этим плакать уж очень горько, ибо логическая точка таки поставлена. Особо трогает, что для Гримы, как для Голлума, до последней секунды дорога к возвращению не закрыта, чем держатель открытой двери Теоден опять же сильно напоминает Фродо. О прочих параллелях меж этими славными героями говорила я ранее нудно и длинно, так что не стану повторяться, а займусь параллелями меж героями куда менее славными, однако для сюжета совершенно необходимыми.

К сожалению, оба воспитуемых оказываются невоспитуемыми, и вряд ли за это можно винить как-бы-воспитывающих. Не просчеты Теодена и Фродо, а неумолимая логика развития личности неизбежно приводит как Голлума, так и Гриму к неблаговидным поступкам. Один кидается на вражину со спины на горло, а другой опять же на спину, но уже с ножом. Общая мучнистая белесость лица, запавшие глазницы, сутулость и привычка злобно щериться в адрес супротивников делают агрессоров схожими и внешне, что, само собою, лишь еще раз подчеркивает их внутреннее сходство в мире фильма. Аналогичны и сыгранные в час развязки роли: Грима покончил с Саруманом, а Голлум - подымай выше, лично с Сауроном (пусть и несколько опосредованно).

Опять же они оба не пережили надолго свой триумф (и счет здесь идет буквально на секунды). Правда, здесь с параллелями сложнее: приземленный Сэм органически не способен так решительно и недвусмысленно осудить действием недопустимость нападения в спину, как это сделал Леголас. Но это уже детали, и роль стильного, но горячего Леголаса в случае с Голлумом выполняет стильная и горячая магма Ородруина.

В общем, в первой же сцене все выстроилось отлично, все показали себя как надо – смертные, маги, эльфы, энт и башня Ортханка. Мою этическую душу особенно порадовало, что кто-то - пусть и Саруман - наконец приложил этого, с позволения сказать, Гэндальфа мордой об забор, проведя краткий психоанализ его, Гэндальфа, поведения. Ну должен был кто-нибудь наконец это сделать - ибо в Гэндальфах Белых Самоупоенных самостоятельно мысль о том, что они, Белые, неправы, не рождается... отсюда мораль: готовясь к рандеву с Гэндальфом, бери забор с собой.

Короче, зачин был хорош и обещал многое.

Но чем ближе к концу, тем вставок становилось меньше и тем явственнее проступала Проблема. Одна. Зато большая.

Называется она несоответствием одного актера занимаемой должности. То есть, пардон, играемой роли.


3.

И хотя актер морщит лоб и напряженно шевелит губами, такой перекос лица еще не убеждает.
М. Жванецкий.


В перпендикуляр "Голосу Сарумана" в начале пошли "Уста Саурона" ближе к концу. Тоже очень, очень славно. И тоже сцену забрал случившийся поблизости король. Вот только есть одна многоговорящая деталь - кража данного эпизода строго санкционирована и тщательно срежиссирована Джексоном. Видимо, чтобы даже тупые типа меня увидели, что Мортенсен у Хилла чему-то научился.

Тупые видят. И еще больше ценили бы данный персонаж, если бы… да, вот в этом и заключается проблема.

Если бы Джексон не подыгрывал ему так откровенно.

Знаю, знаю, в чем там состоит глубочайшая концепция – многими словесы я экран измарала на сию тему. Более того, как мне тогда с нею спорить не хотелось, так и сейчас не хочется. Хорошая концепция. Классная концепция. Интеллигентный и нравственный король мирного времени. Человек, не желающий власти, и именно этим ее достойный, а также медленно взрослеющий психологически до нужной для власти зрелости души… как же, отлично помню, люблю, ценю и уважаю.

Да, вот только почему-то для того, чтобы Арагорн смотрелся хотя бы каким-то образом на фоне остальных персонажей, Джексон регулярно дарит ему сцены, строит на него монтаж и, что самое неприятное, безжалостно стрижет волосы, часто вместе с головами, у актеров, Мортенсена явно переигрывающих.

Ну например. На вопрос, отчего и почему Фарамиру с Эовин так мало дали побыть дуэтом, можно ответить совершенно определенно – потому что за полторы минуты экранного времени они имели наглость напрочь переиграть все длинные и подробные сцены будущей королевской четы. Уж те и возле лошадки разлучались. И на мостике курлыкали. И на балкончике в неглиже дефилировали. И кулон на прощанье друг другу возвращали (чего-то воспомянулось из «Гусарской баллады»: «Крестами так швыряться не пристало! Не шпильки, чай»). А уж надолго взаимоуставились взорами как-бы-эмоциональными сразу после коронации… короче, грех жаловаться даже горячим фанатам, ибо на оной паре экранное время явно не экономили.

А Фарамир с Эовин один раз взялись за руки, глядя несколько вверх, и она к нему прижалась, при весьма ограниченном количестве музыки, текста и антуража. И как бы все. И можно только плечами пожать, слыша объяснения, что эти, мол, второстепенные персонажи, а те главные. Да ну ладно вам… будем говорить прямо – дали бы Венэму с Отто еще минут пять, даже и ежу бы стало ясно, кто тут главный, а кто второстепенный.

Настораживающий момент появился уже в театралке. Теоден совершенно шикарно вдохновлял своих перед атакой – и Арагорн придумал сделать как бы то же самое. Вот не более чем как бы и вышло. И никакой плащ с кровавым подбоем не спас.

Так что началась стрижка уже не только волос, а и голов тоже (скорее всего, не без глубокой режиссерской скорби).

Коронации Эомера нет? И не будет. И быть не может, потому что выйдет перекос, и никакие лепестки и акынские напевы Арагорна не выручат, даже если Эомер, в отличие от Ныне-Короля, голову не помоет. Ибо не в шампуне харизма, брат.

И Палантир в холеных руках Лорда Денэтора по той же самой причине отсутствует. Для поддержания светлого королевско-элессарского образа следует оставить зрителю хоть призрачную возможность наблюдать серьезно, как Еще-Не-Вполне-Король выкатывает глаза и тычет в розоватый шарик железной рукояткой Нарсила. Да, действительно, сейчас можно делать это без особых издевок. Ну разве заметить мягко и ностальгически: «Отнимите Палантир у Мортенсена – не подходит к Палантиру Мортенсен».

Нехорошо это. Неприятно. Важный это герой, не Арвен какая-нибудь. Вся вторая половина фильма вокруг него накручена (про того, вокруг которого накручена первая, не менее важная половина, чуть ниже). А накручена – так и вытаскивай. Я еще понимаю – Тайлер, у которой выразительности как у эльфийского кулона или пони Билла. Ну ладно, снимаю пони Билла, но исключительно потому, что у него нет своей музыкальной темы, а кулон и Арвен всегда что-нибудь такое эльфийско-певучее сопровождает. Этих двоих объединяет еще и то, что они, собственно, не более чем ювелирные изделия: выгодно смотрятся в кадре и обогащают антураж. Несправедливо требовать от кулона умелой актерской игры, пусть и в момент, когда он разбивается. И кто тот жестокий, что потребует от трогательно прекрасной и душервательно ухоженной даже на смертном ложе Тайлер чего-нибудь, кроме трогательности и красивости? Во всяком случае, не я.

Но Арагорн…

А ведь были хорошие моменты. И находки были. Причем немало. И нельзя сказать, чтобы не старался. Ух как старался.

И – не вышло.

Вернее, что-то, конечно, вышло, но нечестно. За счет других. А я, должна признаться, старомодна. Люблю честную игру, а не как на последней Олимпиаде. Если бы Арагорну не устроили умелым применением всех кинематографических средств гарантированную победу в финале, а Мортенсен вырвал ее сам, я бы его сильно уважала. А так… нет, я за старательность, конечно, уважаю. И за те моменты, когда брезжило и было близко. Но песен о нем не спою.

Не за что тут песни петь. Победа должна быть честной, а не когда тебе под ноги кладут вторую главную линию фильма.

Понятно, что перед Мортенсеном стояла адская задача – переиграть Бина, Нобла, Венэма, Уивинга, Урбана, Хилла и прочих ярчайших харизматиков и вообще вытащить на себе целую главную линию. Однако никакие сожаления по поводу трудности задачи не помешают мне констатировать, что задача не выполнена. И иначе как бессмертными словами Мордюковой тут не скажешь: «Хороший ты мужик, Прокофий! Но – не орел».


4.

Чтобы быть замужем за Королем, надо выходить за Следопыта.
Средиземская модификация известной поговорки.


Где не-орел еще не обнаружил перед затаившим дыхание миром, что он до орла не дотягивает, а лишь движется к этому сомнительному открытию, он неплох. И неважно, что даже на плечах Джексона он не гигант. Все равно хороший мужик. Истинный ариец. Честный, умный, жене верный. От порочащих связей убегает на Тропы Мертвых. С товарищами по квесту терпеливо поддерживает хорошие отношения…

Хотя бы его совершенно отеческая нежность к Эовин (потому что когда он ее полусонную укутывает и утешает под лозунгом "Спи, моя радость, усни", это явно не мужчина, желающий юную и красивую женщину, а папа, подошедший ночью посмотреть, не снятся ли плохие сны любимой дочке). И вообще он прямо не Эстель-Надежда, а Консуэло-Утешение: то с Теоденом на обрыве постоит; то Гэндальфу, переживающему суровый период экзистенциальной самопереоценки ("Может ли быть, что я неправ, если я всегда прав?"), нужный вопрос задаст; то вместе с Мерри поглядит с башни, как пропадает в ясных далях безалаберный Пиппин… Так что не в одной любимой дочке дело.

Сей вариант Арагорна есть, если подойти глубже, гибрид мечты самостоятельной интеллигентной сильной западной женщины («любящий, внимательный, заботливый, застенчивый, домашний, высоко ценит моих родителей, долго был вдохновляем мною на свершения и вдохновлен таки… но зарабатываю в семье больше я») и варианта нашей родной поговорки «Чтобы быть женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта».

Так что дана Арагорну редкая проникновенность – прямо до печенок. А также нежность, ранимость и беззащитность глубоко в душе. Что доказывает в настоящее время не только общая незастегнутость после страшного, но вещего сна о разбившемся кулоне (кулончик жалко... что Тайлер оживет, не верит разве что Арагорн, а кулончик эльфы пошто не склеили?..), но и великолепная сцена на Тропах Мертвых, ныне отлично сбалансированная и, как водится у Джексона, танцующая одновременно и черный канкан фирменного режиссерского юмора, и тонкое психологическое адажио, в данном случае на мотив взросления личности Все-Таки-Еще-Недостаточно-Короля.

Все путем. Леголас морально на коне. Гимли, напротив, обеими ногами на земле, то есть на черепах, и хрустит лицевыми костями последних, аки чипсами. Мертвецы стебаются над Арагорном до демонстрации Андрила, а потом решают постебаться еще и после демонстрации - вероятно, на радостях по поводу скорого освобождения. Чувство юмора у мертвецов явно джексоновское, и тройка Охотников попадает прямиком на взбесившуюся овощную базу, куда только что привезли картошку, а студентов из помещения решили до поры до времени не выпускать - пусть эти городские понюхают, чем она, жизнь, пахнет, когда прямо с полей.

Однако Арагорн незатейливого мертвецкого юмора не оценил. Главное, что читается на его лице, когда он по выходе из безумного овощехранилища падает на колени, - я все провалил, жизнь моя жестянка, дальнейшее – молчанье… и вообще, если помните, я всегда так всем и говорил, что никакой я не Король. В этот момент мне особенно нравится встречная гамма эмоций на эльфийском лике молчаливого Леголаса. Втроем на сотню роханцев мы уже выходили, за толпой орков бежали, с явно недостаточными силами Хорнбург отстаивали... в общем, как говаривала жена протопопа Аввакума, добро, Петрович, ино еще побредем. Будет колбаситься, Элессар. Я же тебе Телепатическими Взглядами не зазря транслировал: как ты скажешь, так и выйдет. Помирать так помирать. Побрели, что ли, втроем на пиратов...

Но не только пираты способны отравить жизнь простого средиземского населения. Сюда относятся и некоторые, свойственные отнюдь не только воплощенным валарам, особенности личности.
Tags: ВК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments