Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Ингерманландия-3: усадьба Котлы

Это еще западнее, чем Гостилицы, к Ивангороду. Земли здесь именуются Ингерманландией, и кто его знает, почему. Есть легенда, что шведы считали эти земли приданым Ингеборг, ставшей то ли женой, то ли невесткой Ярослава Мудрого - с ходу не помню, а искать, дабы проверить легенду, лениво.

Усадьба эта принадлежала с 18 века Альбрехтам (здесь у владельцев вообще фамилии исключительно иностранные - Блоки, Альбрехты, Корфы и прочие Геринги, с сподвижником фюрера ничего общего, конечно, не имеющие). Кстати, часть земель, пожалованных Анной Иоанновной, первый здешний Альбрехт так и не получил - потому что следующая императрица, Елизавета, оттяпала кусок для прибавления к Гостилицам своего любимого Разумовского.

В год рождения цесаревича Павла Петровича чухонская деревня Котлы вся до последнего человека была выслана в Сибирь. Связав два и два, верхи сложили следующую версию: Павел на самом деле не сын Екатерины, ее ребенок родился мертвым, а в царскую семью взяли дите из чухонцев. Ну а чтобы оные чухонцы молчали, их всех - в Сибирь.

Честно говоря, мне это кажется бредом... но раз уж история есть, пусть ее.

Усадьба при Альбрехтах была очень красивая, а еще красивее стала при последних владельцах - Сапожниковых. Это были богатейшие купцы, торговавшие волжской рыбой. Последний Сапожников, который как раз и купил Котлы, однажды приобрел в Астрахани черную старую доску, необычайно ценную икону, как ему сказали. Тогда как раз начался бум русской иконы, настоящей, средневековой, расчищенной. После расчистки доски на ней обнаружилось цветущеренессансная и высококачественная Мадонна с младенцем. Русские искусствоведы атрибутировали ее как принадлежащую кисти Леонардо да Винчи. Лет через пять отыскался даже набросок Леонардо - именно для этой композиции. Правда, споры о том, Леонардо это или кто-то из его учеников, ведутся и по сей день.

Картина в Эрмитаже и называется Мадонна Бенуа. А почему Бенуа - потому что у Сапожникова было только две дочери, и одна из них, та самая, которой в приданое была определена леонардовская Мадонна, вышла замуж за Леонтия Николаевича Бенуа, неплохого, кстати, архитектора. В Эрмитаж картину они потом передали за какую-то довольно небольшую, скорее символическую сумму. Кстати, Бенуа возражали против названия картины - они и сейчас говорят, что Мадонна должна быть Сапожниковых, а не Бенуа.

Мадонна Бенуа здесь


А вот как выглядит сейчас усадебный дом.



Как ни странно, он и сейчас сохранил что-то от старого величия. Никакой провинциальности. В усадьбах это встречается не часто. Что-то вроде величия юсуповского Архангельского - мы сами тут себе столица.
Усадьба зажата совхозом, парка почти не осталось, застроен и загажен даже подъезд к дому, так что анфас его не снимешь, только в профиль. Что-то там пытались чинить, вон, кусок бетона на арматуре висит...

Еще есть церковь через шоссе, времени конца 19 века. Вполне ухоженная.





Средняя такая церковь.

Дом мог бы быть не средним. Но, видимо, уже не будет никогда.

Грустно ужасно.
Tags: фоты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments