Вот тут я всегда и не понимала. В подобном изложении Джильда есть романтическое дуро, и не более. Хотя бы потому, что спасенный ею из великой любви подонок пойдет по женским трупам и далее. Уж не говоря о брошенном отце, коего она единственная отрада. А если все это ради того, чтобы католичка добровольно покончила с жизнию, ставшей невыносимой из-за душевной боли, но при этом осталась безгрешной в собственных глазах, дело совсем труба, ибо подобные сделки с небесами по крайней мере безнравственны.
Беда в том, что противоречит музыка. Что в тексте у Гюго, не в курсе, ибо не читала по причине сильнейшей нелюбви к Гюго. У Верди все сделано так, что поступок Джильды прекрасен и героичен. И с тем оставайся.
Так что я долго это не слушала - а послушав-таки недавно, наконец додумалась до. А вот если подвести под все это как-бы-философскую базу, все очень правильно получается. У Джильды правильное представление о любви. А у Герцога и у Риголетто - два неправильных представления. С Герцогом все ясно, он давно и бесконечно влюблен сам в себя, а остальные люди есть не более чем расходный материал. Любовь для него - немножко сладких слов и утоление похоти. Конечно, женщина опытная и не слишком глубокая получит от игры с ним определенное количество щекотки для души. Ну и все, больше он дать никому ничего не может.
С Риголетто сложнее: любить-то он любит, но тоже прежде всего для себя. И любовь для него неразрывно связана с местью, а не с прощением. От него тоже если что получишь, то разве нож под ребра от знакомого профессионала и вообще злую мстю.
Собственно, смирись Джильда с тем, что Риголетто убивает Герцога, отвергни она предоставленную свыше возможность прощения и спасения собственного палача, - и она согласится с концепцией любви отца, при этом предав собственное понимание любви. Когда открыт и отдаешь все тому, кого любишь.
Тогда это прекрасно и это героический поступок, потому что она, конечно, любит и жизнь тоже и хочет жить. И никаких тонких нервов и глупой преданности подонку. Напротив, она видит и осознает и то, что он собой представляет, и то, что он думает о любви.
Собственные убеждения плохо защищаются словами. Поступки в таких случаях убедительнее.
Собственно, за что и люблю Верди больше всех остальных оперников: он не то чтобы возражал против внешней связности сюжета, но он может и без нее. Потому что ему интересны более глубокие планы. И выражены они у него всегда блистательно.