Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Четыре питерских Исаакия (без номера). Купольная проблема-1.

Глава без номера, в которой автор пускается во все тяжкие, в результате чего имеет место совершенно не интересное лирико-техническое отступление о многих совершенно посторонних вещах.

Настоятельно рекомендуется пропустить!


Эпиграф: "Мама, ты вечно начинаешь про все рассказывать, начиная с Италии" (с) эльф.



1. Купол построить - не поле перейти.

Если бы меня спросили, что такое купол, я бы сказала, что это кусок сферы, который приладили к зданию вместо крыши. Если же спросить об этом не меня, а действительно знающего человека, типа искусствоведа, он ответит, что купол есть архитектурная форма, образуемая вращением арки вокруг вертикальной оси. Искусствовед, как всегда, прав, а я неправа. Ибо суть купола в том же, в чем суть арки: стремление каждого камешка свалиться на землю хитро направлено не прямо вниз, а вбок, так что арка благополучно стоит на двух опорах (а купол - соответственно на барабане).

Грубо говоря, из кубиков настоящий купол не сложишь. Можно, правда, сложить т.н. ложный купол - уложить кубики так, что внешне это будет на купол похоже, но вес каждого кубика не будет передаваться по дуге, и как прочность, так и красота данной конструкции весьма сомнительны. Если мой терпеливый многострадальный читатель соблаговолит посмотреть на нижеприведенную картинку, объект под номером 1, то он увидит именно такой ложный купол - микенскую гробницу, сбацанную задолго до н.э. соответственно в Микенах, Греция.

Photobucket - Video and Image Hosting

Египтяне купола не знали, у них и арки-то не было, а греки знали, но использовали редко. Собственно, им было незачем. Что такое был храм древних греков? Относительно небольшое жилище богов. Соответственно и празднества проводились не внутри храма, а снаружи, под небом голубым / золотым / ночным. В то время как не менее древние римляне по психологии своей были склонны не разбредаться по окрестностям, молясь каждый в меру своего верования, но напротив, организовывать народ и проводить совместные мероприятия. Ярким примером таких совместных и хорошо организованных мероприятий для римского народа являются:
а) прогулки,
б) помывка,
в) религиозные отправления.

Начнем с пункта А. В отличие от греков, которые считали, что у природы нет плохой погоды и гулять, желательно одевшись полегче, всегда полезно, римляне смотрели на жизнь по-городскому и гулять в слишком холодную, слишком жаркую, слишком солнечную или слишком дождливую (а также прочую) погоду предпочитали на форуме в базиликах. Тем более что там совершались торговые сделки, толкали речи политики, а иногда даже императоры, и вообще было хлебно и зрелищно.

Поэтому базилики строили везде и возможно побольше. На одном Римском Форуме базилик (вернее, их остатков) насчитывается три: базилика Эмилия, базилика Юлия и базилика Максенция. В сих больших (иногда двухэтажных) зданиях порядочный римлянин и проводил за дефиле и дружеским общением значительную часть своих прогулок. Это уж потом умные ранние христиане сообразили, что базилика, не запятнанная скверной общения с языческими идолищами погаными, может быть легко и приятно приспособлена для культа: с одной стороны алтарь, а все остальное здание набито неофитами, коих в здание входит много и компактно.

Базилика Максенция, разрез.

Photobucket - Video and Image Hosting

Базилика Максенция, цветная графическая реконструкция.



Базилика Максенция сейчас. Ну и заодно масштаб.



Послонявшись и развлекшись, порядочный римлянин шел мыться. Это тоже было мероприятие, включавшее в себя роскошные интерьеры, толпу народа и государственную организацию высокого уровня. Да будет известно уважаемой общественности, что, здороваясь при встрече, римляне спрашивали не что-нибудь, а "Как потеешь?".

Неудивительно, что при таком культе бань и вообще чистого образа жизни римские термы представляли собою гибрид дворца и конвейера. Роскошь в банных комплексах (а их тоже, как театры и базилики, дарили городу императоры) была исключительная: бассейны сплошь мраморные, рукомойники серебряные либо золотые. Что до конвейера, то посетитель проходил через комлекс, получая по очереди всю серию сенсорных удовольствий: после раздевалки, она же отдыхальня-одевалка, следовал бассейн для первого омовения, помещение для мытья теплой водой, помещение для мытья горячей водой, далее сухая и влажная парные бани, в которых народ творчески потел (а также вел беседы, рисовал, читал стихи, пел, устраивал пиршества...). Само собою, имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний и даже библиотеки.

Небольшой городок 370 х 380 м на 3200 привольно моющихся, скромно именуемый термами Диоклетиана. Водичку сюда подавали в гигантскую цистерну 91 м длиной по специальному акведуку Aqua Marcia, Марсова вода (даже Марс был на службе у римской гигиены).



Реконструкция одного из залов терм Диоклетиана (слэш и протчая прелесть мужеской бани на лице).



Кусочек терм сейчас - церковь Санта Мария дельи Анджели (работа Микеланджело) с птичьего полета. Для интересующихся добавлю, что кроме этой церкви (на основе терпидария) там еще одна (на основе круглых залов, Сан Бернардо алле Терме), а также большая Пьяцца Экседра и очень неплохой музей.



Но по-настоящему римский организационно-руководящий гений проявился, когда дело дошло до религии. Ибо существование всех великих куполов мира связано с необходимостью сесть на елку без болезненных последствий организовать отправление народными массами религиозных обрядов в помещении с одновременным созданием у данных масс соответствующего настроения "под небом золотым".

Надо сказать, что римляне справились с данной задачей не просто превосходно, но истинно гениально. Они построили Пантеон.

2. Великий купол № 1.

"Пантеон представляет собой глухой кирпичный цилиндр, увенчанный куполом, который снаружи кажется плоским. Когда-то его крыша сверкала на солнце золоченой медью, а главный фасад украшал большую круглую площадь - непременный атрибут всех значительных построек императорского Рима. В центре площади стояла триумфальная арка, через которую должен был пройти каждый человек, прежде чем ступить под свод Пантеона. В Храм всех богов простой смертный попадал уже триумфатором, практически равным богам. Независимо от того, кем человек был за стенами храма, внутри него свершалось чудо преображения души, и чудо это творила архитектура".

В Великой Пятерке Куполов купол Пантеона, конечно, на первом месте. По многим причинам.

Во-первых, он самый большой. До изобретения железобетона никто не сумел перекрыть пространство в 43,4 м. Очень старались, но не вышло. На метр, на полтора - меньше. Рекорд Пантеона был побит только через 1800 лет после создания римлянами оного шедевра зодчества.

Во-вторых, он невероятно совершенен и лучше всех из великих куполов сохранился. Как построили в 125 г., так и стоит. Даже Монферран не нашел чем обхаять.

Ну и кроме того - он самый прославленный, самый величественный, чаще всех копируемый, и т.д. и т.п. А также бетонный и цельнолитный, а никакой не сложенный из кирпичиков. Да, римляне умели применять бетон и часто это делали, причем виртуозно.

"Точная полусфера Пантеона была дерзновенной инженерной конструкцией и в то же время чистой, классически ясной архитектурной формой. Внутренняя бетонная поверхность огромной опрокинутой чаши украшена 140 кессонами (пять горизонтальных рядов по 28 кессонов в каждом). Эти резные углубления, кроме декоративного, имели еще и конструктивное значение, т.к. они в немалой степени уменьшали вес свода. Подсчитано, что бетонная масса купола составляет 5000 тонн. Но по мере того, как увеличивается высота свода, уменьшается его бетонная масса, если в основании слой бетона достигает 6 м, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 м".

Римляне любят рассказывать байку о том, что купол Пантеона строился на куче мусора, насыпанной внутри ротонды. Чтобы купол построили побыстрее, а потом кучу быстренько убрали по окончании строительства, многоумный император Адриан приказал спрятать в самом низу кучи куски золота. На самом деле, конечно, дело было не так: купол заливали слоями бетона вокруг деревянных кессонных форм. Но это в целом. А в деталях - увы, секрет создания подобной цельнобетонной красы никем и никогда более не был открыт.

Попытки отснять внутренность Пантеона предпринимались ранее, предпринимаются сейчас и, несомненно, будут предприниматься и далее. Потому что ЭТО хочется унести с собой. Увы, они все совершенно несостоятельны. Чтобы понять, в какую - возвышающую до неба - игру сыграли с нами, казалось бы, бездуховные римляне, там надо побывать.

(Да, есть там могила Рафаэля, и множко цветных мраморов, и еще кое-что, но туда надо идти за непередаваемым ощущением - под куполом Пантеона можно немного побыть среди тех, истинно великих первых героев мира, когда он был еще молод, и звезды сияли в небе кострами серебряного пламени. Ибо пропорции соблюдены именно так. Соотношение тебя и храма недостаточно, чтобы возвысить человека до уровня равного храму. Как, допустим, в Парфеноне. Но точно так же недостаточно, чтобы раздавить до уровня муравья возле пирамид. Чуть-чуть, ненадолго, можно почувствовать себя почти валар. Ну, может быть, хотя бы кем-то из Пришедших Первыми. А сверху, наискось, через все пространство от ока в центре - мощный сноп света, как взгляд Эру...)

Не почувствовать чего-то такого могут разве американские туристы. Даже христианская церковь, крушившая любимые народом языческие храмы с крайней последовательностью, не тронула Пантеон. Напротив, туда свезли из окрестностей множество мощей мучеников, и в бывшем Пантеоне много веков существовала церковь Санта Мария ад Мартирес.

Тем не менее у каждого свои недостатки, и вот купол Пантеона, например, практически "не работает" снаружи, с площади. Ну разве что если снять с самолета или на худой конец хоть какой-нибудь крыши.





Жалкие попытки передать то, что внутри. Просто графические несомненно лучше фотографических.













Ну а кто хочет в разрезе, то пусть смотрит следующую картинку - либо возвращается к картинке на самом верху и изучает объект 2.



Первую небезуспешную попытку сравниться с Величайшим Куполом предприняли через 412 лет в новой имперской столице тогдашнего мира - Константинополе.

(продолжение следует)
Tags: купол
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments