Не будем углубляться в то, как свастика использовалась в древнерусской языческой культуре. Долгий разговор. Рыбаков считает ее знаком огня. "На Руси в различное время и различных регионах страны свастика носила многие названия. По подсчётам омского исследователя В.Н. Январского их насчитывается целых 144. Например: коловрат, посолонь, святадар, цветок папоротника, святоч и др.".
В XX в. свастика была взята на идеологическое вооружение фашистской Германией, что привело к тому, что сейчас к этому символу относятся понятно как.
А теперь собственно потрясающая история.
Гамматические кресты Софии Киевской, разумеется, не имеют ни малейшего отношения к фашизму. Однако они, вполне возможно, спасли храм от разрушения в Отечественную войну. Немецкий искусствовед Отто Кляйн, ныне покойный, в беседе с кандидатом исторических наук Алексеем Аникиным рассказал следующую историю, связанную со свастическим фризом киевского собора.
О. Кляйн во время войны был на Украине экспертом по русской культуре и искусству. Подчинялся он непосредственно рейхслейтеру Альфреду Розенбергу, главе Имперского министерства по делам оккупированных восточных территорий. Когда немцы уходили из Киева, они как люди тщательные и последовательные заминировали Софию, приготовив ее к уничтожению. В ночь перед взрывом О. Кляйну удалось добиться у верховного командования отмены этого решения. Причем его главным доводом были свастики в апсиде собора. Для большей убедительности немецкий искусствовед выдал киевский храм за древний арийский памятник, хотя сам понимал, что все это туфта. Но как бы то ни было, Святая София, благодаря своей мозаичной свастике, устояла.
Поразительно. Низкий поклон этому немецкому искусствоведу.