Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Category:

Какая потрясающая история. Вполне себе субботняя сказка.

Как известно, на декоративном мозаичном фризе между двумя полосами изображений в киевской Софии - так называемые гамматические кресты, они же crux gammata, то есть кресты в форме четырех греческих букв "гамма" - Г. Чаще, правда, их называют свастикой. Дословно древнеиндийское svastika переводится как «связанное с благом». Символ известен с эпохи верхнего палеолита и входил в традиционную символику не только Индии, но Китая, Древнего Египта и Ирана. А также ранней христианской церкви. Христиане изображали свастику на могилах как замаскированную форму общеизвестного прямого креста (римляне, между прочим, обзывали христиан "крестопоклонниками"). В любимых мною римских катакомбах Присциллы есть настенное изображение сосуда со свастикой, из которого пьет голубь. Считается, что это - святое причастие праведной души в райской обители (душа в данном случае - голубь).

Не будем углубляться в то, как свастика использовалась в древнерусской языческой культуре. Долгий разговор. Рыбаков считает ее знаком огня. "На Руси в различное время и различных регионах страны свастика носила многие названия. По подсчётам омского исследователя В.Н. Январского их насчитывается целых 144. Например: коловрат, посолонь, святадар, цветок папоротника, святоч и др.".

В XX в. свастика была взята на идеологическое вооружение фашистской Германией, что привело к тому, что сейчас к этому символу относятся понятно как.


А теперь собственно потрясающая история.

Гамматические кресты Софии Киевской, разумеется, не имеют ни малейшего отношения к фашизму. Однако они, вполне возможно, спасли храм от разрушения в Отечественную войну. Немецкий искусствовед Отто Кляйн, ныне покойный, в беседе с кандидатом исторических наук Алексеем Аникиным рассказал следующую историю, связанную со свастическим фризом киевского собора.

О. Кляйн во время войны был на Украине экспертом по русской культуре и искусству. Подчинялся он непосредственно рейхслейтеру Альфреду Розенбергу, главе Имперского министерства по делам оккупированных восточных территорий. Когда немцы уходили из Киева, они как люди тщательные и последовательные заминировали Софию, приготовив ее к уничтожению. В ночь перед взрывом О. Кляйну удалось добиться у верховного командования отмены этого решения. Причем его главным доводом были свастики в апсиде собора. Для большей убедительности немецкий искусствовед выдал киевский храм за древний арийский памятник, хотя сам понимал, что все это туфта. Но как бы то ни было, Святая София, благодаря своей мозаичной свастике, устояла.

Поразительно. Низкий поклон этому немецкому искусствоведу.

Photobucket - Video and Image Hosting
Tags: субботняя сказка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments