Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Четыре питерских Исаакия (без номера). Купольная проблема-3.

Глава без номера, в которой автор продолжает многословное и абсолютно левое, а также зубодробительно скучное лирико-техническое отступление о любимых автором посторонних вещах.

Настоятельно рекомендуется пропустить!


Эпиграф: "Мама, ты не забыла, что рассказываешь не про Италию?" (с) эльф.



4. Великий купол № 3.

После двух чрезвычайно имперских и очень идеологических куполов несколько неожиданно видеть третий великий купол в отнюдь не имперском городишке - Флоренции. Кто там был, знает, что город небольшой и ни с Римом, ни с Константинополем размерами соперничать не может. Однако воистину когда дело касается достоинств, не в их физическом размере дело. Амбиций флорентийских граждан хватило бы не только на Рим, но еще и на половину Константинополя, и что еще более важно, они жили в полном соответствии с знаменитым застольным пожеланием: "Выпьем же за то, чтобы наши способности всегда соответствовали нашим потребностям!".

Что приводит к следующим выводам:
а) это же сколько у них было талантов,
б) это же сколько у них было денег!

История строительства Главного Флорентийского Собора, скромно названного Санта Мария дель Фьоре (можно перевести как Дева Мария с цветком, а можно, поняв намек, и Дева Мария с Флоренцией...) насчитывает несколько веков. Увидев, какую красоту отгрохали себе ненавистные соседи типа сиенцев или пизанцев, флорентийцы испытали острую амфибиогенную асфиксию и срочно тряхнули мошной, выделив деньги на такой большой собор, чтобы упомянутая жаба задавила уже соседей. Надо сказать, им это удалось. На тот момент больше флорентийского был только собор миланский (сейчас еще Св.Петра в Риме и Св.Павла в Лондоне, но это сейчас), а Милан далеко, в то время как соседи близко.

В 1296 году замечательный скульптор дученто Арнольфо ди Камбио начал строительство собора. Практичные флорентийцы решили сочетать приятное с полезным, и собор строили не вместо, а вокруг старой церкви Санта Репарата. Оное ядрышко в скорлупе возводимых потихоньку стен успешно функционировало как церковь довольно длительное время.



В ширину собор был (и остался) более сорока метров - согласитесь, солидно. Ну а поскольку мерзейшие соседи к своим, ха-ха, соборчикам приделали купола, флорентийцам, подстегнутым соответствующей жабой, никак нельзя было отстать, и они запланировали не просто купол, а куполище, в диаметре меньше метра уступающий пантеоновскому. Пусть все утрутся.

В проекте все это было очень славно, но когда дело дошло до реализации, то почему-то все следующие генеральные архитекторы (великий живописец Джотто, неплохой скульптор Андреа Пизано, снова живописец Франческо Таленти) предпочитали строить колокольню-кампаниле (она на вышеприведенном рисунке справа внизу в виде тоже недостроенном). Каковую в конце концов при генеральном архитекторе-живописце Таленти и достроили. После чего раздухарившийся Таленти решил замахнуться и на Санта Марию нашу дель Фьоре. Что и сделал, доведя практически до ума и крыши ту часть собора, где продольная базилика.

Как ясно даже и ежу, далее предстояло строить то, что осталось. А именно - восьмигранный барабан под купол, ну и сам купол. К этому времени (1367 год) собор строили по средневековым меркам всего ничего: 72 года. Не София Константинопольская, сооруженная за 5 лет, ну так и не Византия, а маленькая итальянская республика...

Вот на этом примечательном месте и начались всяческие осложнения. Ибо, говоря искусствоведческим языком, при возведении барабана следовало учитывать уже существовавшие части здания, возводившегося на протяжении многих лет разными поколенями мастеров, обладавших разными архитектурными навыками и разной степенью профессиональной компетентности (более изящного способа обозвать человека недоучкой и неумехой я, право же, не знаю). Ошибки в расчетах 2 живописцев и 2 скульпторов, занимавших должность генерального архитектора, привели к тому, что в течение 20 лет построенное неоднократно предлагали частично разобрать и построить нормально. Однако Флоренция не Византия, и экспертная комиссия из деловых людей свободных флорентийских граждан провозгласила в 1384 году: "Не трогая и не разбирая ничего из выложенных стен и, напротив, достраивая их части и согласовывая то, что уже сделано, с работами, которые предстоит произвести по указаннному куполу, чтобы возведение купола ни в коей мере не было предлогом для разрушения уже сложенного корпуса храма". Надо признать, во-первых, что начальство везде в мире одинаковое, а во-вторых, что флорентийские купцы были куда откровеннее и четче в формулировках, нежели просвещенный Александр Благословенный.

А также превосходили оного по функции деловой логики, ибо еще 19 ноября 1367 года после проведенного открытого референдума (предлагай всяка тварь что заблагорассудится, а мы сделаем вид, что выслушали...) торжественно утвердили: все существующие проекты и модели собора незамедлительно стереть с лица земли, у неприличного вида руин великой стройки выложить из кирпича модель с куполом по проекту еще Арнольфо ди Камбио и на сей модели заставить присягать на верность ей (я не шучу) каждого вновь назначенного капомаэстро, он же главный архитектор. Вот так.

Все это замечательно, но, увы, сами собой купола на золотых цепях спускаются с неба исключительно в византийских хрониках. И вообще, купол - не благосостояние советского народа, заставить общественность поверить в то, что купол существует, одними бесконечными повторениями чрезвычайно сложно. Впрочем, оказалось, что построить купол тоже непросто. Через полвека после референдума собор где был, там и остался. В 1417 году огромное зияющее жерло восьмигранного барабана с наружным диаметром 52 и внутренним 42 м по-прежнему смотрело во флорентийское небо, а воз был там же, где и 50 лет назад. Попробуйте представить, что вам надо построить подобную махину, причем до железобетона еще пять-шесть веков, а работы надо начинать, между прочим, на 55-метровой высоте. И сразу станет ясно, каким великим и прекрасным маньяком был Филиппо Брунеллески.



5. Взгляд в прошлое.

Не следует думать, что за истекшее с момента возведения Софии Константинопольской тысячелетие куполов не возводили. Отнюдь. Великих, правда, среди них до Брунеллески не наблюдалось. Но любопытные были.

Из самого любопытного следует отметить своеобразное неповторимое техническое новшество в равеннском мавзолее Теодориха. То ли ее строил сам готский король-арианин, то ли его дочь, но в общем где-то в первой половине VI века сия гробница была сооружена, прошу заметить, из привозного беленького известняка (на кораблях везли, Равенна тогда стояла на берегу моря).

Сам по себе мавзолей невелик. Стоит он за городской чертой Равенны и неизменно привлекает к себе внимание тех, кто знает, в чем тут изюминка.



Изюминка в том, что купольное завершение мавзолея на самом деле таковым не является. Здание перекрыто монолитным блоком известняка с о.Истрия. Блок совершенно чудовищных размеров - 11 метров в диаметре - и очень красиво обтесан. Снаружи так, словно это настоящий купол и у него двенадцать контрфорсов (на каждом выгравировано имя одного из апостолов). Внутри тоже так, как будто это купол - и с высеченным в центре потолка крестом. Надо сказать, очень впечатляет.





В литературе существует два взгляда на то, зачем понадобилась готам эта цельная крышка и жуткая работа (затягивали ее наверх по земляному холму, который специально насыпали вокруг мавзолея). Одни говорят, что глупые готы не умели делать куполов и решили таким образом выпендриться, что вот мы тоже, дескать, умеем (ну и кого хотели обмануть, все равно умные искусствоведы все знают). Другие утверждают, что вообще-то готы очень прилично справились с каменной кладкой собственно мавзолея - блоки уложены совершенно без раствора, кое-где только железные скрепы, причем каждый блок искусно обтесан в соответствии с тем, как он в кладке будет лежать. Например, на углах мавзолея не два смыкающихся камня, как обычно, а один, но с идеально вытесанной кромкой "под угол". Плюс к тому в нижнем ярусе мавзолея наблюдается какой-никакой, но симпатичный небольшой крестовый свод. Так что плита купола, заключают сторонники второй точки зрения, на самом деле спланирована и задумана заранее и представляет собою не что иное, как крышку саркофага (все-таки гробница).

Лично мне тоже думается, что готы были не вовсе придурки и могли себе найти кого-нибудь из местных, чтобы им купол сложили, а не прикалываться с 50-тонным камешком. Но чего не бывает на этом пронизанном искусствоведением свете...

В качестве необязательного добавления замечу, что крышка на самом деле не цельная - через весь купол проходит трещина. Считается, что она образовалась еще при строительстве (а может, транспортировке камня). Но христианская легенда утверждает, что камень треснул от молнии, поразившей усопшего Теодориха - ясное дело, арианин, еретик.

Останков Теодориха в мавзолее действительно нет. Солдаты Юстиниана, построившего Св.Софию, выбросили, - именно за арианство.


6. Еще один взгляд в прошлое.

Если серьезно, то купола действительно строили, и неплохо. И на развитом средневековом Востоке, и в отсталой средневековой Европе. Даже додумались в какой-то момент делать такую штуку, как две оболочки купола. Мало того, что это удобно технически, ибо купол становится легче, но не менее прочным: оболочки связаны между собою поперечными ребрами (оных много). При наличии двух оболочек у зодчих появляется возможность играть с впечатлениями экс- и интерьерным. Впечатление от нутра и внешности здания можно было теперь весьма разнить. Что немаловажно, ибо редко какое здание может величаво позволить себе не прибегать к подобным хитростям и быть абсолютно равновеликим себе драгоценному с обеих точек зрения. Как Пантеон.

Иногда такая игра заходила довольно далеко, и оболочки разнились очень значительно. Раз уж зашла речь о мавзолеях, то о них и продолжим. Если утомленный читатель соблаговолит еще раз глянуть на уже приводившийся рисунок - а именно на его фрагмент № 3, - то увидит двуслойный купол знаменитого самаркандского мавзолея Гур-Эмир.

Photobucket - Video and Image Hosting

Несовпадение оболочек, мягко говоря, довольно большое. При этом слегка приостренная форма купольных слоев одинакова, поэтому создается впечатление, что внутри мы видим именно то, что существует снаружи. А между тем, зайдя в мавзолей, мы оказываемся ближе к небу ровно на высоту этого неба. То есть знаменитого купола, отнюдь не случайно сделанного голубым... Короче, надо решительно признать, что где купол, там всегда вполне себе философская игра как с пространством, так и с нами, зрителями.



И мусульманское небо прекрасно.





Купола Пизанского и Сиенского соборов, вдохновившие жабу флорентийцев на великие свершения, также двуслойны, но по своим масштабам не идут ни в какое соотношение с тем, что замыслила торговая республика.

Кроме того, они оба, так сказать, не очень выявлены снаружи. Купол Сиенского собора вообще надо поискать, если стоишь неподалеку. Лучше всего он смотрится издали, с подступов. Ну или сверху. Но на последнюю точку зрения строители вряд ли рассчитывали.







Пизанский купол строили не без сарацинского влияния, и он виден снизу лучше. Но при взгляде сверху совершенно гасится немного смешной кеглей баптистерия. А также при взгляде сверху хорошо видно, что он еще менее господствует над собором, чем в сиенском Дуомо. Так, верхняя заклепочка. Точнее, колпачок.





В связи с этим вспомним, что купол Пантеона с площади не виден совсем, то есть не работает в экстерьере, а у Св.Софии вообще вместо экстерьера груда строительного мусора.

Флорентийцы же задумали нечто революционное и сходное, пожалуй, именно с самаркандским Гур-Эмиром: купол должен быть виден снаружи весь, целиком, господствовать над окружающим пространством, собирать его и организовывать. Попробуй не увидь. Посмей только не увидеть. И вообще, Гур-Эмир - это прежде всего купол, и в Санта Мария дель Фьоре купол должен был быть главнее остального сооружения, хотя и не задавливать его до такой степени. Хотя бы потому, что высота здания до купола 55 м, и высота от основания купола до шара над фонарем - ровно столько же.

До шара, впрочем, было еще ой как далеко.


(продолжение следует)
Tags: купол
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments