Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Органика должна быть органичной...

"В первой половине XVIII века балетный костюм (не говоря уже об оперном) следовал моде своего времени, а не представлениям изображаемой эпохи, но отличался от партикулярного платья тяжеловесной роскошью и обилием украшений и аксессуаров. Возникла эта тенденция во Франции времен Людовика XIV и распространилась по всей Европе. Смысл ее делается понятным лишь в общем контексте барочного зрелища, всегда рассчитанного на эффект грандиозности и великолепия. Достаточно попытаться мысленно вписать образ актера в простом «античном» хитоне в многоярусную и многоколонную перспективную декорацию барочного дворца или храма, чтобы понять, какой незначительной покажется изображаемая им личность даже при самых возвышенных словах, вложенных в его уста, или при самой величавой пластике. Иное дело — герой, облаченный в шлем с плюмажем или струящийся локонами парик, блестящие доспехи или пурпурный плащ, приподнятый над землей благодаря высоким каблукам и воплощающий самое величие.
В метастазианской опере каждый жест певца — огромное сценическое событие. Участники спектакля не бегали по сцене, не падали на пол, не жестикулировали слишком активно, избегали слишком тесного контакта с партнером, не пировали на глазах у публики и вообще, как правило, избегали сидячих поз, сразу же «заземляющих» фигуру и снижающих пафос высказывания. Всё имело значение: выход или уход направо или налево; расположение персонажа в центре сцены или сбоку; перемена позы (если восседавший ранее герой встал, это означало важную смену в его умонастроении); четкость жеста. Словарь наиболее типичных театрализованных жестов XVIII века, выражавших различные аффекты, запечатлен в живописи, скульптуре и графике того времени".

Л.В.Кириллина. Реформаторские оперы Глюка

Никогда не смотрела на проблему с этой стороны. А ведь и правда.

Между прочим, в наш век махровой эклектики, или, говоря нежнее, всяческого историзма, проблемы соблюдения баланса антуража и сути (уж не говоря о намеренном дисбалансе) просто обязаны соблюдаться. А на деле...
Subscribe

  • Мариинка, творческий вечер Терешкиной, вчера

    Сказать, что я очень, очень люблю Терешкину как балерину, пожалуй, мало (тем более что я много раз и разными словами это говорила). Она совершенно…

  • Мариинка, "Жизель", 5 июня

    Во-первых, было хорошо. Во-вторых, хорошо и даже очень хорошо было не в целом. Почти о каждом исполнителе можно и нужно сказать хорошо, а временами…

  • Мариинка, фестиваль

    Была на одном хорошем спектакле («Жизель» с Батоевой) и двух прекрасных («Спящая» и сегодняшний «Каменный цветок»). Надо бы взять себя в руки и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments