Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

О вере, церкви и отношении к ним Роулинг.

Умная Джоан избегает открыто обсуждать скандальные темы с удивительной последовательностью. С не меньшей последовательностью она по примеру доктора Ватсона говорит в своих произведениях то, что хочет сказать - неспешно, не напрямую, никоим образом не в качестве рекламного плаката, но совершенно однозначно. Мы с соавтором в свое время потратили много времени и сил, чтобы расшифровать кое-что из того, что Роулинг думает о воспитании. Все весьма и весьма недвусмысленно. Но найдите хотя бы одно явное указание под названием "ВОТ ТАК И НЕ ИНАЧЕ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ!". Нигде и никогда. Это принципиальная позиция. Если ты понял, значит, дозрел. Если не понял, значит, наверное, тебе пока и рано? Даже и не знаю, правы ли мы были, вообще БИ выкладываючи. Скорее всего, Роулинг права, а мы совсем напротив. Вон сколько народу после частичной расшифровки не только не вразумилось, но попросту бодро поехало шуршать шифером в другую сторону. И только-то. Так что метода создательницы саги, на мой взгляд, очень и очень недурна.

Умолчания в саге тоже всегда громкие и четкие. Вот, например, по тому, как тщательно Роулинг избегает тем политкорректности и гомосексуализма, сразу видно, что она о них думает (не бойтесь, я не буду облекать это в слова).

Нет, я вовсе не хочу сказать, что Роулинг относится к церкви как к вышеупомянутым явлениям или, допустим, политике. По последней она прошлась (и еще, я думаю, немало пройдется) граблями, каленым железом и ковровым бомбометанием. Церковь же в произведении попросту тихо, но решительно вынесена за скобки. Что отнюдь не значит вынесение за скобки веры.

Тут я сделаю небольшой объявлений для народа для разъяснения собственной позиции. Церковь и вера в Бога (я по личным причинам не очень люблю слово "религия", но это исключительно мои заморочки), на мой взгляд, очень разные вещи. Общность (и даже организация) людей, каковой является церковь, и чувство, которым является вера, есть понятия, в корне отличающиеся друг от друга. По мне, недопустимо называть человека безбожником, если он в Бога верит. Независимо от его отношений с общностью / организацией людей, объединенных в некий социальный институт церкви.

Церковь делали прежде всего люди. А людям свойственно ошибаться и, между прочим, вносить в церковные дела столько политики, что уже не ясно, где тут религия, а где политика. Я, знаете ли, готова отвечать перед Богом за свои ошибки в вере, но совершенно не готова нести ответственность перед Всевышним за те ошибки, которые совершает определенная церковная общность людей. Мне нашей медицины вот так хватает. Тех, кому для ощущения причастности себя к вере обязательно нужен контроль организации, по-хорошему прошу дальше не читать. Не договоримся.

Я вообще бы не говорила на эту тему, так как вера, на мой взгляд, есть дело очень интимное и личное. Но дело в том, что Роулинг учит думать своей головой, а не следовать велениям социальных институтов разного калибра, не только в том, что касается воспитания.

Роулинг нельзя считать безбожницей, а сагу о ГП - безбожной книгой, потому что Роулинг верит. Мне неинтересно сейчас доказывать, что Божий промысел и вполне себе христианская мораль есть неотъемлемые компоненты ее мира и не просто встречаются на каждом шагу, но ими буквально все пропитано (в БИ об этом довольно много, хотя до главного, конечно, дойти не успели). Упомяну только о том, с какой безапелляционностью и даже беспощадностью Роулинг, несмотря на все ее обиняки, проводит мысль "НЕ УБИЙ". Ах, как легко в последние десятилетия (а может, даже столетия?) положительные герои разноообразных книг, не исключая детские, относятся к убийству. Я бы сказала, спускают курок, поместив отрицательных героев в крестик окуляра, с легкостью участников компьютерных игр. За Родину, за Сталина, и вообще, расстрелянные были такие отрицательные и поубивали столько народу, что дальше некуда, так что ж с ними делать-то еще?

Для Роулинг убийство человека, сколь бы он ни был плох, недопустимо с такой однозначностью, что мне решительно непонятно, как еще кто-то может думать, что Гарри предназначено убить Волдеморта.

О любви (а ну, не сметь на моем ЖЖ понимать это святое слово исключительно для характеристики влечений тела!) в саге уж вообще не буду. Любовь как основа всех ценностей несомненна. Любые отношения, в которых нет любви, создательнице саги резко не симпатичные.

Итак, проблема, в общем, такова. Что является критерием безбожной книги - отсутствие церковной терминологии или отсутствие веры? Я считаю, исключительно второе. Роулинг во многом учит тем же нравственным ценностям и той же морали, что и церковь. Однако почему церковь так относится к Роулинг? И почему именно к Роулинг? Мало ли подростковой литературы с волшебниками, причем довольно популярной? Вон, пожалуйста, пятитомные миры Крестоманси Дианы Уинн-Джонс. Волшебник на волшебнике, волшебство как норма жизни. Много церковь Диану за это гоняла?

Почему же именно Роулинг удостоена столь пристального внимания в этой области? Как мне кажется, не только потому, что церкви как таковой в саге нет. Но в основном из-за того, как Роулинг мыслит. Какую из важнейших проблем ни возьми, воспитание, секс, религию и прочие, нигде в саге нет готовых рецептов, но есть призыв к тому, чтобы думать и решать проблемы в правильную сторону и в правильном ключе.

Роулинг высказывается четко и недвусмысленно. Но - вежливо и не напрямую. Церковь, однако, прекрасно поняла ее позицию: человек может жить в вере и согласно духу веры и без буквы, а также социальных институтов. Дамблдор и так воспитает Гарри правильно. Англиканство тут решительно лишнее.

Тем не менее определенное уважение Роулинг к англиканству проявляется именно в том, что она вынесла его за скобки повествования. Сейчас объясню, что имею в виду. По условиям задачи, которую писательница себе изначально поставила, без волшебства было не обойтись. Как еще в Гарри могла попасть часть души Волдеморта? Задача потянула за собой особенности созданного Роулинг мира. Волшебники есть несколько обособленная и законспирированная часть нашего реального общества с нашими реальными проблемами. Описывать отношения волшебников с церковью означало бы описывать определенное соглашение между церковью и волшебным миром, по тому же принципу, по какому соотносятся с миром волшебников структуры власти.

Однако политиков Роулинг продрала, а церковников не тронула. По-моему, это не только желание избежать скандала. Церковь для создательницы ГП все-таки несоизмерима со структурами власти. Хотя можно и без нее.

Болезненное восприятие темы в России с бурномодным неофитизмом последних лет говорит уже не о Роулинг, но об особенностях российского неофитизма.
Subscribe

  • Немцы, сэр!

    Среди приобретений Эрмитажа в 2023 году «...коллекция создателя Музея дворянского быта профессора Юрия Абрамова, покупавшего…

  • Дополнение и наглядное разъяснение истории сервиза с камеями

    ...он же Голубой, он же Парижский, он же Русский, он же сервиз Екатерины Великой. Было дело после ковида, писала о нем большой пост. К коему и…

  • Тайны петровского трона

    Вот такой он симпатичный, не без дерева и железа в каркасе, но золоченого серебра столько, что о нем часто говорят как о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • Немцы, сэр!

    Среди приобретений Эрмитажа в 2023 году «...коллекция создателя Музея дворянского быта профессора Юрия Абрамова, покупавшего…

  • Дополнение и наглядное разъяснение истории сервиза с камеями

    ...он же Голубой, он же Парижский, он же Русский, он же сервиз Екатерины Великой. Было дело после ковида, писала о нем большой пост. К коему и…

  • Тайны петровского трона

    Вот такой он симпатичный, не без дерева и железа в каркасе, но золоченого серебра столько, что о нем часто говорят как о…