Умолчания в саге тоже всегда громкие и четкие. Вот, например, по тому, как тщательно Роулинг избегает тем политкорректности и гомосексуализма, сразу видно, что она о них думает (не бойтесь, я не буду облекать это в слова).
Нет, я вовсе не хочу сказать, что Роулинг относится к церкви как к вышеупомянутым явлениям или, допустим, политике. По последней она прошлась (и еще, я думаю, немало пройдется) граблями, каленым железом и ковровым бомбометанием. Церковь же в произведении попросту тихо, но решительно вынесена за скобки. Что отнюдь не значит вынесение за скобки веры.
Тут я сделаю небольшой объявлений для народа для разъяснения собственной позиции. Церковь и вера в Бога (я по личным причинам не очень люблю слово "религия", но это исключительно мои заморочки), на мой взгляд, очень разные вещи. Общность (и даже организация) людей, каковой является церковь, и чувство, которым является вера, есть понятия, в корне отличающиеся друг от друга. По мне, недопустимо называть человека безбожником, если он в Бога верит. Независимо от его отношений с общностью / организацией людей, объединенных в некий социальный институт церкви.
Церковь делали прежде всего люди. А людям свойственно ошибаться и, между прочим, вносить в церковные дела столько политики, что уже не ясно, где тут религия, а где политика. Я, знаете ли, готова отвечать перед Богом за свои ошибки в вере, но совершенно не готова нести ответственность перед Всевышним за те ошибки, которые совершает определенная церковная общность людей. Мне нашей медицины вот так хватает. Тех, кому для ощущения причастности себя к вере обязательно нужен контроль организации, по-хорошему прошу дальше не читать. Не договоримся.
Я вообще бы не говорила на эту тему, так как вера, на мой взгляд, есть дело очень интимное и личное. Но дело в том, что Роулинг учит думать своей головой, а не следовать велениям социальных институтов разного калибра, не только в том, что касается воспитания.
Роулинг нельзя считать безбожницей, а сагу о ГП - безбожной книгой, потому что Роулинг верит. Мне неинтересно сейчас доказывать, что Божий промысел и вполне себе христианская мораль есть неотъемлемые компоненты ее мира и не просто встречаются на каждом шагу, но ими буквально все пропитано (в БИ об этом довольно много, хотя до главного, конечно, дойти не успели). Упомяну только о том, с какой безапелляционностью и даже беспощадностью Роулинг, несмотря на все ее обиняки, проводит мысль "НЕ УБИЙ". Ах, как легко в последние десятилетия (а может, даже столетия?) положительные герои разноообразных книг, не исключая детские, относятся к убийству. Я бы сказала, спускают курок, поместив отрицательных героев в крестик окуляра, с легкостью участников компьютерных игр. За Родину, за Сталина, и вообще, расстрелянные были такие отрицательные и поубивали столько народу, что дальше некуда, так что ж с ними делать-то еще?
Для Роулинг убийство человека, сколь бы он ни был плох, недопустимо с такой однозначностью, что мне решительно непонятно, как еще кто-то может думать, что Гарри предназначено убить Волдеморта.
О любви (а ну, не сметь на моем ЖЖ понимать это святое слово исключительно для характеристики влечений тела!) в саге уж вообще не буду. Любовь как основа всех ценностей несомненна. Любые отношения, в которых нет любви, создательнице саги резко не симпатичные.
Итак, проблема, в общем, такова. Что является критерием безбожной книги - отсутствие церковной терминологии или отсутствие веры? Я считаю, исключительно второе. Роулинг во многом учит тем же нравственным ценностям и той же морали, что и церковь. Однако почему церковь так относится к Роулинг? И почему именно к Роулинг? Мало ли подростковой литературы с волшебниками, причем довольно популярной? Вон, пожалуйста, пятитомные миры Крестоманси Дианы Уинн-Джонс. Волшебник на волшебнике, волшебство как норма жизни. Много церковь Диану за это гоняла?
Почему же именно Роулинг удостоена столь пристального внимания в этой области? Как мне кажется, не только потому, что церкви как таковой в саге нет. Но в основном из-за того, как Роулинг мыслит. Какую из важнейших проблем ни возьми, воспитание, секс, религию и прочие, нигде в саге нет готовых рецептов, но есть призыв к тому, чтобы думать и решать проблемы в правильную сторону и в правильном ключе.
Роулинг высказывается четко и недвусмысленно. Но - вежливо и не напрямую. Церковь, однако, прекрасно поняла ее позицию: человек может жить в вере и согласно духу веры и без буквы, а также социальных институтов. Дамблдор и так воспитает Гарри правильно. Англиканство тут решительно лишнее.
Тем не менее определенное уважение Роулинг к англиканству проявляется именно в том, что она вынесла его за скобки повествования. Сейчас объясню, что имею в виду. По условиям задачи, которую писательница себе изначально поставила, без волшебства было не обойтись. Как еще в Гарри могла попасть часть души Волдеморта? Задача потянула за собой особенности созданного Роулинг мира. Волшебники есть несколько обособленная и законспирированная часть нашего реального общества с нашими реальными проблемами. Описывать отношения волшебников с церковью означало бы описывать определенное соглашение между церковью и волшебным миром, по тому же принципу, по какому соотносятся с миром волшебников структуры власти.
Однако политиков Роулинг продрала, а церковников не тронула. По-моему, это не только желание избежать скандала. Церковь для создательницы ГП все-таки несоизмерима со структурами власти. Хотя можно и без нее.
Болезненное восприятие темы в России с бурномодным неофитизмом последних лет говорит уже не о Роулинг, но об особенностях российского неофитизма.