Хотя, конечно, это общо, а в жизни-то бывают всякие парадоксальные ситуации. Вроде убийства, когда по совести прав быть не можешь, хотя, допустим, моральнее убить, чем передать на пытку.
Любопытно, что у Толкиена убийство правильным быть может. А у Роулинг - нет. И дело не в том, что он - католик, а она нигде четко про своего Бога не говорит. Суть в другом. В мире Толкиена можно быть безупречно правильным. А в мире Роулинг, куда более близком к миру нашему, уже нельзя. Арда слишком исказилась. И никакого противоречия здесь нет - просто то, о чем писал Толкиен, было в Третью Эпоху, а мы живем в Четвертую, когда зло прямо в нас и отделено быть не может.
И думается мне, что как-то вот и без всяких формулировок должно быть ясно в каждом случае собственной совести человеческой, где будешь по ее суду виноват меньше. И по ее подсказке индивидуум и должен действовать.
Еще я уверена, что веление совести куда ближе к Божескому суду, чем всяческие измышления богословов. Особенно уверена я в этом, почитавши то, что пишут богословы о государстве и власти. Нет, оно понятно, что им с самого начала приходилось ладить с сильными империями, начиная с Римской и кончая современными. Типа политика внешняя. А еще - церковь и сама не имеет рыльце свободным от пуха в отношении собственной власти и распространения себя в пространстве. И с этим тоже приходилось ладить. Типа политика внутренняя.
Поэтому когда утверждают, что если убиваешь по закону, то оно правильно, типа государство осуществляет суд Божий на грешной земле, мне становится противно. Не совесть должна строиться на законе и оправдываться законом. А закон - совестью. Порядок неправильный.
И если