Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

О Дамблдоре и Боге (2).

Сколько глупостей говорила, говорит и еще скажет мало уважаемая мною фэндомная общественность насчет того, что, дескать, авторы БИ делают из Дамблдора всеведущего, всеприсутствующего и вообще марионетковода. Впрочем, пущай глаголют. Ни Дамблдора, ни БИ, ни ее авторов в целом, ни конкретно того из них, что я, не убудет, а убудет только понимания ситуации у некоторых.

Решительно не разделяя мнения больных на голову людей, что, дескать, Дамблдор и Сириуса посадил, и Поттеров подставил, и Волдеморта придумал, и вообще лично отвечает за искажение Арды еще при Адаме и Еве, я позволю себе отодвинуть данную кучу мух куда подале и заниматься в дальнейшем только котлетами.



Будь Дамблдор всеведущ и вездесущ, а герои саги - всего лишь его марионетки, как это было бы скучно. Примеров подобной жуткой скуки масса, и называются сии многочисленные произведения оголтелого графоманства "фанфики в абсолютном их большинстве". К счастью, Роулинг писатель настоящий, и мир, созданный ею, на пару порядков сложнее незатейливых кукольных представлений дешевых фанфикописцев.

Дамблдор по-настоящему велик, потому что он руководит яркими, сложными героями, каждый из которых имеет собственную систему представлений о мире и вообще есть блюдо высшего качества. В одну телегу впрясть неможно коня и трепетную лань, гласит известный стих. Дамблдор не только впрягает - у него лебедь, рак и щука тянут телегу куда надо, пусть и не без некоторых зигзагов. Другими словами, масштаб организационно-воспитательской деятельности Директора выходит далеко за рамки Хогвартса и вообще столь значим, что хочешь-не хочешь, а с Богом его обязательно рано или поздно сравнишь.

Господь занимается человечеством так давно и внимательно, что можно, в принципе, воспринимать Его, помимо прочего, и как учителя. Ветхозаветный Яхве в своей педагогике был, мягко скажем, негибок: либо избранный народ делает то, что учитель ему говорит, либо весь класс остается после уроков и вообще имеет много неудовлетворительных оценок, громов, молний и дополнительных заданий на каникулы. Оно, конечно, по-своему метод, но имеющий массу недостатков. Уж не говоря о количестве жертв среди избранного народа. А еще может вызвать прямо противоположную реакцию.

Ну например. И рек Дамблдор, сверкая грозно очами: да не посмеет никто из народа хогвартсовского заходить в туалет девичий на этаже третьем! И немедленно ринулись туда толпою нормальные хогвартсовские ученики, а Фред и Джордж Уизли первые, в поисках загадки туалета оного. И сколько ни бросался в них Директор молниями, кедаврами и привидениями, толку не добился, только сильно поредели ряды учеников, в особенности гриффиндорских. И некому стало бросаться снежками в мерзкую морду волдемортову на затылке квирреловом. И плохо это было весьма.

Короче, не наша это педагогика. Однако воспитывать как детей, так и народы надо. А как?

Не мною придумано, но мною хорошо воспринято, что свыше нас учат, ставя в определенные жизненные ситуации. Дабы не только выбрались мы из них, но по дороге поумнели и научились. А если мы особенно тупы и не выучили урок, ситуация возникнет вторично, в более острой форме. И так далее. Вплоть до отрывания у чрезвычайно нерадивого ученика одной ноги и биения его по голове этой ногой. Впрочем, по моим наблюдениям, последнее в реальной жизни - весьма нечастый случай и лишь по отношению к тем ученикам, что особенно упорно отказываются пользоваться головным мозгом.

Жизнь - вообще нескончаемая школа. Сколько бы ты ни учился, всегда найдется что-то, чему еще не выучился, и Свыше тебя никогда не прекратят учить. А еще забавно наблюдать, как одна и та же ситуация используется Высшим Учителем сразу для обучения всех учеников, которые в нее вовлечены. Свобода их воли в том, что они могут сделать выбор на очень разных уровнях. Но за выучивание урока, конечно, будет зачтено лишь то решение, которое поспособствует пути души вверх, а не оставит оную душу на прежнем уровне, уж не говоря про дорогу под откос.

Вот с этой точки зрения Дамблдор для Гарри - примерно то же самое, что Бог для Дамблдора. Облегченная модель Бога, созданная не в последнюю очередь для нашего читательского понимания. Ситуации, в которые ставит Гарри Директор, даются мальчику для обучения и с любовью, хотя и с душевной болью тоже (а попробуйте сами разрешить любимому ребенку сделать и хороший, и плохой выбор, и посчитайте потом количество седых волос, добавившихся на голове). Конечно, поскольку Дамблдор не Бог, ситуация по мере усложнения данных вполне способна в каких-то точках ускользнуть из-под его контроля. Но поскольку Директор многоумен и вообще мудр необыкновенно, такое случается не слишком часто. Хотя Роулинг не обходится в таких случаях без нарочитого подчеркивания любой ошибки Дамблдора - специально для читателей.

Гарри, как и положено любимому ребенку Бога, кое-что знает и многое чувствует. Во всяком случае, что его любят, - несомненно. И что воспитывают, а также в какую сторону воспитывают, а также - с какой целью. Но механизмов подросток, как правило, не успевает понять. Все точно как в жизни: едва отгорела одна ситуация, его немедленно кидают в другую. И чем лучше ты учишься в школе жизни, тем больше домашних заданий тебе дадут. Потому что чем лучше человек, тем больше с него спрос.

Конечно, не только Гарри - любимый ребенок Дамблдора. Есть еще дети постарше, но они люди взрослые и уже многое понимают в механизмах, которыми Дамблдор их воспитывает. Тот же Снейп и особенно тот же Люпин многое способны просчитать. Так что чистого уподобления отношений между ними и Дамблдором ситуации "Бог воспитывает детей своих" здесь нет и быть не может - слишком мал разрыв между уровнями Директора и его взрослых деток. В отношении же Гарри аналогия работает отлично.

Думается мне, Роулинг все это делает не на художественой интуиции, а прекрасно осознает в деталях. Более того, ей нравится работать Богом в отношении своих героев. Одновременно почтительно наблюдая за тем, как Бог учит ее саму.

И, конечно, в этой сложной системе не следует упускать, что Роулинг не просто любит Дамблдора, несмотря на все его человеческие недостатки. Но как Гарри волею Роулинг есть любимый ребенок Дамблдора, так же и Директор Хогвартса - в ряду любимых детей Бога.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments