А еще - все-таки как славно, когда автор умеет ненавязчиво и правильно расставить в тексте этические акценты. Вот, к примеру, идет речь о том, как вел себя Николай в момент междуцарствия, когда Константин вроде и подтверждал обещание Александру об отречении, но за него было много народу. Торопиться на трон для Николая означало бы как минимум поиметь массу неприятностей, а как максимум - расколоть страну (и не о декабристах речь, а о куда более серьезных вещах).
Николай подчеркнуто присягнул брату и горячо убедил весь Государственный Совет это сделать. Был ли он при этом искренним? В чем-то да, в чем-то нет. К тому моменту на стороне Константина была гвардия, которая уже давно и активно присягала, поэтому присяга Николая брату была не столько благородным, сколько разумным шагом с его стороны.
Следует ли осуждать Николая за то, что он в этой ситуации изображал искренность? Нисколько. Это правила игры. Он действовал умно и привел дело к желательному концу без раскола и жертв. Если при этом надо поактерствовать, почему бы нет? Но вот то, что он пытался изобразить искренность перед самим собой - вот это уже нехорошо, ибо самообман.
Ради того, чтобы не пролилась кровь, можно изобразить то, что не чувствуешь. Но при этом надо очень четко отдавать отчет самому себе, что происходит. В целях профилактики. Иначе каждый случай самообмана будет шажком в сторону нравственного разложения.
Выскочков все это дает понять очень мягко, ненавязчиво, но - недвусмысленно. По-моему, совершенно правильный подход к личности в истории.