Ну вот сегодня у меня наконец просмотреть оное и получилось. И, как уважаемая общественность уже догадалась по контексту,
А именно. Вот "Иллюзионист", виртуозно построенная, тонко психологичная и обманчиво простая история о несчастных, о счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и о святой любви, где ни один кадр не лишний, ни одна сюжетная линия не зависает, каждый жест и взгляд строжайше мотивированы, а развязка безупречно обоснована и к тому же, уж простите за занудство, безупречно нравственна.
А вот "Престиж", построение которого виртуозным никак не назовешь, равно как психология персонажей куда более незамысловата, чем в "Иллюзионисте". Один завидует другому, а другой - одному. А еще они оба недобрые и эгоистичные и не хочут мириццо. Имеет место цепь взаимных нехорошестей, осуществляемых по нарастающей и все более отягощенных потерями как пальцев, так и жизней несчастным гражданским населением, неудачно оказавшимся в зоне военно-фокуснических действий. Окологероевые бабы все исключительно блондинки и надрывно-нещасные, ибо первая утонула, вторая повесилась, а третья матахарничает в промышленном шпионаже и от своей работы нещасна настолько, что судьбы первых двух блондинок явно предпочтительнее. Полагаю, ее тоже ждала какая-нибудь страшная смерть, типа съедения пираньями, но тут сценаристы начали выручать себя из положения, в которое сами же себя загнали, и совершенно про нее забыли.
Как бы объяснить, в чем мне видится главный грех и сильная немотивированность финала. Во-первых, с моей точки зрения, очень плохо, когда мистика и по-настоящему неопознанные летающие объекты появляются в финале не потому, что висели в уголочке на стенке три акта и наконец из них решили выстрелить, а просто чтобы хоть как-то разукрасить последнюю картину. Типа Чапай плывет, уже ясно, что опять не выплывет... и вдруг из реки Урал выныривает атомная подводная лодка под командованием бравого капитана и из базуки белогвардейскую контру ррраз! рраз! бахтрахтарарах!!! А Чапая вылечили от алкоголизма и забрали в светлое будущее. Ну низя призывать Бога-из-Машины, даже если это Машина-Теслы-ДэвидаБоуи, чтобы расцветить в шизофренические тона финальную мораль.
А во-вторых, о финальной морали. Знаете, кого из многочисленных уперто-сложнохарактерных фокусников единственного оставили в живых? Того, у которого есть маааааленькая дочечка, естественно блондинка, ибо ей, как возвестил главный фильмовый резонер, папу надо. Папу-то, конечно, девочке бы надо. Но внутрифильмовыми законами подобная развязка не оправдана вообще никак, и вытекает оный финал только и исключительно из славной американской морали - все для щастья трогательных маленьких детишек и славных пушистых зверушек!
Ну и напоследок - стоило мне умилиться в духе пратчеттовского "Маскарада", что хоть неотличимого брата-близнеца ни у кого нет, так он тут же и появился. Вот блин. Тоже мне самый умный фильм для элиты 2007 года. Тоже мне элита, если вот такое для нее самое умное.
Бедненько в общем. И нельзя сказать чтобы чистенько. Говоря короче, фокус не удался - факир был пьян.