Вот смотрю сейчас, про средневековье читая, - чума была кризисом заметно похлеще. Что в процентном отношении больше народу погибло, это все-таки несерьезный аргумент. Погибшие свыше какого-то небольшого числа, воспринимаемого мозгом и близко принимаемого сердцем, уже неизбежная абстракция. Родной человек, погибший от чумы, и родной же человек, погибший в двадцатовековых ужасах, - это прежде всего любимые погибшие. Так вот, по-моему, кризис веры как раз более вероятен и оправдан не когда люди, будучи в массе своей, кгхм, ну вы меня понимаете кем, сделали друг с другом ужасное, а когда Бог наслал на вполне обыкновенных и не более грешных, чем ранее, людей - чуму. Потому что как еще тогда могли объяснить это дело? Божья кара непонятно за что. Вопросы санитарии, эпидемиологии и тем более бактериологии - дело далекого будущего.
Но ведь средневековье нашло ответ,
"Мир очень любопытно устроен, утверждал Боэций. Вещи, непонятные нам, понятны перводвигателю (который непосредственно не вмешивается в их естественный ход), ясно видя прошлое, настоящее и будущее, он знает, что все совершается к лучшему: план мироздания (т.е. промысел Божий) прекрасен и гармоничен. Поэтому не делайте ставку на личные надежды и планы, но свободно и радостно принимайте свой удел, каким бы ужасным он ни казался; содействуйте движению жизни, а не противьтесь ему, уподобляйтесь мудрому пловцу, который не борется с потоком, а плывет по течению, ибо все в мире на самом деле связано, упорядочено и предназначено для нашего блага, в чем убедится душа, когда она выйдет из тьмы материальной оболочки к чистому свету духа."
В чем проблема современных людей? В тонконервии, эгоизме и нежелании поставить себя на общий уровень? Я исключителен, остальные - барахло?
Ой, противно это.