Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Юлия Яковлева, "Азбука балета"

Очень, очень мило. На пальцах балетных ног объяснено, что есть балет, что в нем смотреть, как называется каждое из тридцати двух фуэте, кто и почему главный герой в балете "Дон Кихот", отчего Одетту и Одиллию танцует одна и та же балерина, кто такие балерины и почему быть балериной в общем-то хорошо, но лучше не надо и т.д. Формально языком для тинейджеров, на самом деле вполне универсально, ибо народу сейчас именно языком для тинейджеров надо сложные вещи объяснять. Имею некоторые претензии к тому, как пересказаны сюжеты "Жизели" и "Баядерки", но кто его знает, может, со временем трансформировалось, а изначально было как раз так? Про трудности и противности профессии предупреждено легко, доходчиво и крайне наглядно. Ну и с юмором, везде и всюду. Рекомендую, короче.



ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОЛЬЗОВАНИЮ БАЛЕТОМ

1. Обезопасьте подходы
Внимательно изучите афишу.
Если в списке авторов балета встречается фамилия Петипа, то все в порядке - балет классический. Будут пачки и пуанты.
Классические балеты длятся три-четыре часа. Возьмите на заметку: танец маленьких лебедей можно посмотреть в балете "Лебединое озеро". А 32 фуэте - в балетах "Корсар" (из жизни пиратов 19 века), "Дон Кихот" и в том же "Лебедином озере".
По два с небольшим часа идут "Жизель" и "Сильфида". Они тоже вполне классические, но старше возрастом, так что несут на себе печать технической отсталости своего времени - фуэте в то время еще не изобрели, а все девушки поголовно танцуют в пачках ниже колен.
Резюме:
- короткий балет и длинные пачки - "Жизель" и "Сильфида",
- длинный балет и короткие пачки - русская классика: "Лебединое озеро", "Раймонда", "Спящая красавица", "Баядерка", "Корсар".

2. Рассчитайте время
Если фамилия хореографа заканчивается на "-ин" (Фокин, Баланчин), то весь балет длится не дольше школьного урока.
Такие балеты обычно бывают двух видов:
а) трудные: все сорок минут только танцуют и танцуют в одинаковых костюмах и без всяких объяснений, кто это и по какому поводу танцы. Такие балеты обычно сочинял Джордж Баланчин;
б) легкие: за сорок минут не встретишь ни одного пуанта, ни даже самой тоненькой пачечки, зато все понятно и про любовь, множество цветастых костюмов и очень все зажигательно; обычно это сочинения Михаила Фокина.
Обратите внимание: у Фокина ударение в фамилии падает на первый слог, а у Баланчина - на последний (независимо от склонения). Это объясняется тем, что оба были русские, но Баланчин еще и грузином. После революции оба уехали за границу. Фокин тогда был взрослый и прославленный, а Баланчин - никому не известный молокосос. За границей фамилию Fokine к тому времени уже все потрудились выучить. А вот Balantchivadze никто не мог толком даже выговорить. И на афишу не влезало. Пришлось прогнуться под публику и урезать.
Если перепутаете ударения, то все сразу поймут, что вы в балете первый раз.
Все театры завели себе манеру показывать за один вечер сразу три коротких балета - чтобы в сумме получилась та самая классическая трехчасовая доза. Но это не страшно. Между теми тремя часами и этими тремя - такая же разница, как между килограммом железа и килограммом пуха.
К тому же если уйти в каком-нибудь антракте домой, то все равно получится, что хоть какой-то балет досмотрел до конца. Не будет такого позора, когда в разговоре выясняется, что вы не знаете, чем кончилась "Война и мир" - и все сразу догадались, что вы ее так и не дочитали, и отныне будут презирать вас за культурную немочь.

3. Ищите знакомых
Если фамилия хореографа не Петипа, не Баланчин, не Фокин и вообще незнакомая, то надо сосчитать, сколько в этом балете актов.
а) Если в балете три акта и у хореографа русская фамилия, то это неопасно. Будет похоже на исторический фильм - например, на "Унесенные ветром", - просто выключили звук: с дурацкой, но понятной мелодрамой, очень красивыми костюмами и богатой обстановкой. Такие балеты были модными в советское время при Сталине. После чего секрет их изготовления был утерян - по непонятным причинам: ведь все сталинские хореографы умерли в своих старческих постелях, а не в лагерях или тюрьмах.
Исключение: хореограф с русским именем Юрий Григорович сочинял вполне понятные балеты, но одевал их скромно и стремился к однообразию в фасонах. Потому что работал он в 1960-е годы, а тогда на смену пышно украшенным сталинским небоскребам в колосьях и венках пришли скромные хрущеские пятиэтажки из серенького кирпича.
б) Если акт всего один, то дело хуже. Похоже, что балет либо западный, либо совсем современный, либо то и другое сразу. И это уже лотерея. Потому что Петипа и его коллеги считали, что публика ходит в балет развлекаться, и развлекали, как могли: было довольно живенько. Затем, примерно первые пятьдесят лет XX века, хореографы думали, что публика ходит в балет полюбоваться, и работали над тем, чтобы было красиво. Затем и это прошло. Хореографы вообще отказались размышлять, зачем публике балет, и считают, что она тут лишняя. Поймете вы что-то или нет, понравится вам или нет - это ваши проблемы. "Хореограф-то тут при чем?" - спросит хореограф. Выкручивайтесь сами.
Если хореограф сам по себе душевный или остроумный человек, то провести время в созерцании его балета может быть и приятно.
Но чаще всего современные хореографы (если судить по их сочинениям) - угрюмые и лохматые нелюдимы.
Очень обидно, конечно, когда за твои же деньги тебя бросают на произвол судьбы посреди дремучего спектакля. Но это вы хореографам подите скажите.

4. Замаскируйтесь
а) идите в чем есть.
В вечернем платье, блестках или мохнатой лисе на плечах в театр приходят только те, кто там еще ни разу не был. Им кажется, что раз ложи и занавес разукрашены золотом, то это прием в королевском дворце. А вот и нет.
б) не берите с собой сменную обувь в мешочке. Если только вы не идете пешком из пригорода, увязая в грязи и сугробах, - а ведь вряд ли. Правила из книжечки "Как стать воспитанным человеком за 10 минут". будут настаивать. Но вы держитесь. Понаблюдайте за теми, кто переобувается в гардеробе. Они делают это с немым укором всем остальным свиньям в сапогах. Они пришли в храм (искусств), а вы - всего-навсего в театр. Но по-настоящему хорошо воспитанные люди эти заведения не путают.
в) не покупайте программку. Знатоки ходят смотреть не "Лебединое озеро", а Ульяну Лопаткину в "Лебедином озере". И уж в какой вечер танцует именно она, знают заранее.
Если вы пришли все-таки на "Лебединое озеро" и интересно узнать, кто танцует и про что, то прочтите либретто быстро, а избавьтесь от него - незаметно. Оставьте себе только список исполнителей. Изображайте, что вы пришли посмотреть не на Ульяну Лопаткину, а на никому еще не известное юное дарование и программку хотите сохранить на память. Так даже изысканнее.
г) смотрите в бинокль, даже если сидите в первом ряду и способны без очков прочесть нижнюю строчку таблицы окулиста. Делайте вид, что в данный момент вы рассматриваете мимику юного дарования в глубине кордебалета. Все балетные критики обычно так делают.
д) ничего не ешьте во время действия. Люди, которые так делают, не знают, что антракт будет всего через полчаса. А вы знаете.
е) не хлопайте в такт фуэте, оставьте эту забаву американским туристам - им будет что вспомнить в родной Оклахоме.
ж) не фотографируйте во время действия сцену, а в антрактах - самого себя и своих друзей. Хуже выглядят только люди, фотографирующие друг друга в ресторанах (если только это не встреча школьных друзей двадцать лет спустя, но обычно это не она).
Резюме:
Держитесь как ни в чем не бывало, - универсальное правило при встрече хоть со стаей бродячих собак, хоть с тремя часами высокого и непонятного искусства.

5. Разработайте заранее и держите в запасе дополнительную программу
Помимо просмотра спектакля, в театре можно:
а) сходить в буфет
б) рассмотреть в бинокль публику
в) уронить бинокль или программку из ложи в партер
г) погулять по парадному фойе.
Обратите внимние: Дополнительная программа, как последняя пуля, может спасти только один раз. Если балет вам не понравился категорически - то и черт с ним. Попробуйте полюбить, например, кино.
Tags: книшшки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments