Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

"Спартак", запись 1970 года

Вытащила с торрента вчера черно-белую еще запись со сцены Большого с лучшими - Васильев-Максимова, Лиепа-Тимофеева. Нда. Как бы это сказать. Вот, помню, читала про японский оздоровительно-эротический массаж, и была там фраза: "если массажистка знает свое дело, к этому моменту мужчина не сможет пошевелиться". Бесспорно, в 1970 году Большой свое дело знал. Я как прилипла взором к экрану горящему, так и не шевельнулась, о чем сильно напомнила потом больная спинка. Попытки мужчин намекнуть, что, дескать, ложиться спать бы, тоже успеха не имели. Прямо как будто вернулась на тот самый памятный спектакль в театре города N. Одну особенность тогда по младости не оценила, хотя, по-моему, прочувствовала, а другую стала уже забывать.

Один раз у Хачатуряна, Григоровича, Вирсаладзе и Большого оно так сошлось, что вышло без всяких дураков и скидок гениально. И очень, очень глубоко. В том, что сейчас, через сорок лет, эти глубины уже не прочитываются по большей части. Но тогда смыслов, надсмыслов, засмыслов, символов и безжалостного погружения зрителя с головой в настоящую трагедию было столько, что дышать некогда. Ну, конечно, и все четверо солистов - лучшие. У Васильева лучший в истории Спартак, очень тонкий, добрый, честный и чистый человек, у которого просто физически не вышло жить на коленях, ибо есть все-таки предел выносимого. С другой стороны, он из тех, кто предпочитает платить за свободу своей кровью, а не чужой. В те годы считали, а еще больше считают сейчас, что типа нафиг переживать, врагов убиваючи. Заслужили типа. Что при этом убиваешь свою душу, как-то подозрительно легко забывают. Фригия Максимовой - лучшая из мною виденных, без дополнительной слабости, без малейших истерик, хрупкая, но, как говорил Шварц, слава храбрецам, которые осмеливаются любить так, словно бессмертны. Одно на другое дает впечатление потрясающее.

Лиепа... ну, что тут скажешь. Фригии, Эгины и даже Спартаки в спектакле еще были, хотя и не такие все же. Красс, честно скажем, был один. Остальные где-то очень, очень далеко от. Оргия первого акта, когда Красс - где сам себя накручивая, а где его накручивают, - до отказа погружается в низкое, чтобы получить запредельное наслаждение, - у одного Лиепы такая, как должна быть. Когда и страшно, и хочется, и человеческое пытается остановить, и яростная страсть к наслаждению толкает вглубь. У одного Лиепы эта борьба между низким и высоким всю трехактную дорогу. И настолько ключом по голове и наизнанку, что его почти жаль, настолько - странно, страшно и трогательно - человек перед самим собою беззащитен.

Что до Эгины, то ее обычно трактуют, как, простите за прямоту, хитрую блядь. Хотя в последнее время начались попытки изобразить даму едва ли не порядочною супругою Красса. Правильно великая Эгина только у Тимофеевой. Императрица Феодора, вот кто в голову приходит. Публичная девка невероятного ума и столь же невероятной сексуальной привлекательности, вскарабкавшаяся на самую вершину. Эгина Тимофеевой из того же материала. Играет она, конечно, без правил. И страшная женщина. Но какая личность, о.

Это про глубины. А второе, что я стала забывать, - это как люди горят на сцене. Напалмом. Как это можно вынести целый спектакль - не знаю. Так неистово и как в последний раз танцевали только тогда. До последнего гладиатора, до последней девки: на сцене люди тратят себя, не жалея. Впечатление экстатическое совершенно и вызывает даже не уважение, но глубочайшее почтение. В наше время что-то похожее делает Осипова в Жизели, когда, допустим, едва не умирает в конце первого акта. Кто видел - тот поймет. Но Осипова одна, а когда таких безумных четверо, и все, кто вокруг, такие же...

Напоследок скажу про недостатки: музыка записана нехорошо, плоско, бедно, но что делать - сорок лет назад из театра. В какой-то момент привыкаешь. А что черно-белое - как ни странно, почти не мешает. Возможно, потому, что картинка выходит архаичная, скорее коричнево-белая, как выгоревшие старые фотографии. Вполне в стиле.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments