Итак.
Здравствуй, "Прощальная" симфония!
История о "Прощальной" симфонии Гайдна принадлежит к числу любимых у музыкальных комментаторов. Принятая версия та, что Гайдн написал эту симфонию в качестве тонкого намека своему хозяину, князю Эстергази, на то, что его музыкантам не платят жалование. Этот намек содержится в финале, когда исполнители один за другим покидают сцену, пока не остается только первый скрипач.
Эта история звучит как-то странно и неубедительно. Зачем нужно было Гайдну использовать столь завуалированный способ испросить оплату для его музыкантов, оставшихся - предположительно - без вознаграждения? Почему весь оркестр пожелал одновременно удалиться? В полуфеодальных условиях того времени любая коллективная акция такого рода была совершенно неприемлема.
Гораздо более правдоподобная версия этого эпизода имеется в полузабытой книге одного итальянского музыканта, Джакомо Феррари, "Приятные и интересны анекдоты", изданной в Лондоне в 1830 году на итальянском языке. Феррари, лично знавший Гайдна, рассказывает историю "Прощальной" симфонии, которая имеет смысл.
"Однажды князь Эстергази был недоволен музыкантами своего оркестра и приказал Гайдну всех их распустить, за исключением первого скрипача и клавесиниста. Гайдн был вынужден подчиниться, но был очень расстроен тем, что лишал многих людей средств к существованию, а также тем, что сам терял опытных музыкантов. Он решил сочинить инструментальную фугу и пригласил князя Эстергази послушать ее исполнение в воскресенье после Мессы. Князь согласился. После оркестрового раздела, который исполнили вместе все оркестранты, как того требует форма фуги, искусный маэстро ввел своего рода коду с последовательностью пауз, распределенных таким образом, что один инструмент за другим перестают играть. Фуга завершалась одним звуком, исполнявшимся в унисон скрипкой и клавесином. Князю Эстергази так понравилась эта шутка композитора, что он разрешил оставить всех музыкантов на службе".
Квинтет... из четырех партий
Биографы Гайдна часто задавались вопросом, почему он никогда не писал струнных квинтетов. Отчасти ответ на этот вопрос дает Джакомо Феррари в своих "Анекдотах". Он пишет:
"Князь Лобковиц спросил Гайдна, почему он никогда не пишет инструментальных квинтетов. Гайдн ответил, что он не хочет, чтобы его произведение страдало от сравнения со знаменитыми квинтетами Моцарта, которые он считает верхом совершенства". "Не думайте об этом" - сказал князь. "Напишите квинтет для меня, и я вас щедро вознагражу".
Знаменитый маэстро сел за работу и вскоре вручил князю Лобковицу рукопись. Взглянув в нее, князь обнаружил, что заполнены в ней были лишь четыре строчки - пятая осталась пустой.
"Любезный Гайдн - сказал он, - вы забыли записать пятую партию".
"Нет, князь. Я оставил строчку, чтобы Ваше Высочество ее заполнило. Сам я не смог сочинить ничего подходящего".
Лобковиц, должно быть, понял тонкую иронию гайдновского жеста. Он никогда не пытался дописать пятую партию. Не известно, стал ли тот самый квинтет в конце концов каким-нибудь из гайдновских струнных квартетов.
Нераспечатанные письма госпожи Гайдн
Гайдн долгое время жил вдалеке от своей сварливой жены. Один его друг, приглашенный к нему, с удивлением заметил на столе композитора кипу нераспечатанных писем.
"О, они от моей жены, - воскликнул Гайдн. - Она пишет мне ежемесячно, и я также отвечаю ей ежемесячно. Но я не открываю ее письма, и я совершенно уверен, что и она не открывает мои".
Герр Гайдн, я вас обожаю не меньше, чем Квентина Тарантино. :)))