Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Category:

Стеклярусный кабинет. Хорошее.

8 декабря в Эрмитаже начнут показывать те самые совершенно и абсолютно уникальные стеклярусные панно, которые круче Янтарной комнаты - там, как ни крути, новодел. Здесь все настоящее.

И какое. Я всегда слегка головокружилась, заходя туда и глядя на никогда ни разу не чищенный вариант. Что будет теперь, когда реставрацию панно наконец закончили, пока представляется с трудом. Но как-то очень, невыносимо волшебно выходит.

Здесь ссылка на свежее видео - http://www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_2010/upload/2-12-2010/komnata.wmv

С сайта Эрмитажа, информация о реставрации:

"К моменту начала работ все вышитые стеклярусные панно были сильно загрязнены, деформированы, имели пятна плесени, затеки от протечек. Нити стеклярусных низок ослабли, низки провисли, во многих местах оборвались. По краям были многочисленные осыпи стеклянных трубочек. Вышивка синелью по всей поверхности покрыта грубыми записями краской. [Изначально, насколько я понимаю, замысел был таков: случайно забредаешь внутрь сказки где-то на озере. Тем более что пол был из синей смальты. Стены - серебряные мерцающие, на них вышитые шелками изысканно сдержанных тонов птицы и цветы. В XIX веке поновили по-простому: покрасили шелк гуашью. К настоящему моменту она к прочим прелестям еще кое-где потекла.] Краска лежала плотным слоем, образуя жесткую, растрескавшуюся корку, и, практически закрывая первоначальную бархатную поверхность вышивки, искажала цветовую гамму панно. Местами нити вышивки были сильно вытерты, бархатный ворс синели утрачен, основа нитей истончена, нити вытянуты. В местах сильных потертостей и утрат нитей синели был виден холст - основа вышивки, также покрытый краской. По краям холста по всему периметру многочисленные разрывы и дыры от гвоздей, пятна ржавчины. [Где-то в видеосюжетах промелькнуло, что когда после войны панно, пролежавшие войну в подвалах Исаакия, вернули в Ораниенбаум, их не прикрепили к оригинальным рамам, а опять же по-простому прибили к стене гвоздями. Даже не знаю, какой век круче - XIX или XX в плане по-простому.] Льняная подкладка каждого панно также была сильно загрязнена и деформирована, местами разорвана, заражена спорами плесневых грибов. На подкладочном холсте видны следы старых починок: нити крепления стекляруса, дополнения вышивки синелью и шерстяными нитями, выполненные в разное время.

После пробных расчисток и полного обследования панно, выполненного совместно художниками-реставраторами и сотрудниками Лаборатории биологического контроля и Отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа, была разработана методика реставрации. Реставрационные работы, которые длились в течение года, состояли из нескольких этапов: были проведены биологические и химико-технологические исследования. Анализ полученных данных свидетельствовал о высокой степени заражения экспонатов спорами плесневых грибов. Исследовался состав связующего и пигментов, а также состав пятен и проклеек оборотной стороны вышивок. Результаты исследований подтвердили возможность и необходимость водной очистки панно.

Необходимо было размягчить и удалить грубые записи краской с бархатной поверхности вышивки и плотный слой загрязнений со всей поверхности панно, а также размягчить и частично удалить проклейки с оборотной стороны. После того, как каждое панно было очищено, оно было дублировано на новый холст, и начался самый длительный этап реставрации - укрепление вышивки. Сначала укреплялись все "слабые" места основы вышивки. Особое внимание было уделено наиболее поврежденным краям панно. Затем было проведено укрепление отстающих и осыпающихся трубочек стекляруса согласно рисунку вышивки. Укрепление нитей синели на всей поверхности вышивки проводилось шелковыми нитями в соответствии с цветом рисунка. Оригинальные нити "синель", которыми выполнена вышивка, имеют не только различные цвета, но и разное строение. Ворс состоит из волокон шелка, а нити-основы синельки различны - шелк, лен, и даже тонкая медная проволока. Так как ворс синели во многих местах был утрачен, и сохранилась лишь сердцевина нити, часто состоящая из нескольких волокон контрастного цвета, для укрепления сохранившихся нитей вышивки были использован подобранный в цвет шелк, скрученный в необходимом цветовом сочетании.

В результате реставрации и консервации все двенадцать панно очищены от плотного слоя загрязнений и плесени. Благодаря очистке и удалению поздних закрашиваний вышивке удалось вернуть первоначальную цветовую гамму и раскрыть изящный рисунок. Бархатные нити синели и стеклярус укреплены. Утраты стекляруса восполнены в строгом соответствии с оригинальной техникой.

Реставрационные работы велись при поддержке ОАО "Газпром Трансгаз Санкт-Петербург", и были выполнены в Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа (М.В. Денисова, Заведующая Лабораторией, художники-реставраторы Г.Г. Федорова, Л.Н. Логинова, Т.В. Грунина-Шкварок, М.Н. Тихонова, А.А. Шапран). По окончании реставрационных работ в Китайском дворце стены Стеклярусного кабинета вновь украсят уникальные стеклярусные панно.

В ноябре 2010 года "Стеклярусный кабинет. Панно из Китайского дворца в Ораниенбауме" получил специальный приз "За реставрацию имени И.П. Саутова" в номинации "Лучший реставрационный проект" премии "Музейный олимп", учрежденной межведомственным Музейным советом и правительством Санкт-Петербурга.




Полностью текст здесь - http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2010/hm4_4_127.html

Фотографий, что было и что стало, пока нет. Но вот здесь - http://julia-72.livejournal.com/10097.html - видеоновости, насколько я понимаю, 2008 и 2009 годов. Насколько изменилось серебро фона, не заметит только очень слепой. Насчет вышивки - в свежем ролике в кадре десюдепорт с шелковыми цветочками, очищенный от краски, просто сравнить с этим же несчастным десюдепортом, размалеванным гуашью, и никаких комментариев не надо.
Tags: Эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments