Изначально таковым он, правда, не был. Ни при строителе дворца Чарльзе Камероне, шотландце невероятного таланта, одолженном Павлу Екатериной и для того оторванном от работ в Царском Селе. (А еще говорят, что у мамы с сыном отношения не сложились с самого начала. В период, когда наследник изволил пребывать летом в Павловске, еще очень даже были приличные отношения. Кому попало любимого архитектора не одалживают. Это когда грянула Гатчина, тогда да, уже никаких Камеронов, да и расстояния между резиденциями многоговорящи.) Ни при любимце Павла Винченцо Бренне, подгонявшем великокняжеский Павловск до уровня императорского Павловска. И вообще, Египет возник в вестибюле, когда Павел уже отошел в мир иной и лучший.
Про пожар Зимнего знают как-то больше, чем про пожар в Павловске. А между тем в 1803 году при безутешной вдове Марии Федоровне Павловский дворец выгорел не хуже, чем Зимний - при Николае. Восстанавливал Павловск
Снимать фигуры - занятие не для слабонервных, ибо фигуры черные, и атрибуты их черные, а освещение в вестибюле зимой вестибюльно зимнее, а вспышку не дают... ну и ладно. Одна показательная скульптура - рыбная псевдоегиптянка с чем-то добрым, морским и лобасто-интеллектуальным. Кажется, дельфином. Вполне себе рыбно.
Давно я мечтала отщелкнуть все медальоны - не за собственно медальоны (хотя они достаточно удачные, работы очень неплохого скульптора Ивана Прокофьева, в Петергофе на Большом каскаде он, например, отметился - со вкусом, смыслом и без раздутого аллегоризма), а за лепку вокруг. Чего там только нет. И сплошная пшеница вокруг Девы. И трубы (думаю, медные) окрест Льва. И так далее. Очень интересно смотреть и разбираться в символике применительно к знакам. Правда, вышло почти все нечетко. Близнецы не вышли совсем. Но уж что вышло.
Оружие, лавровый венок и выпивка - вот что характеризует, по мнению Воронихина и Ко, истинного Овна. Я уж молчу, что сам Овен - в позе коня из Медного всадника. Но без Петра на спине. Какой Овен пустит себе психованного Близнеца на спину?
Телец обрамлен цветуечками, хорошими, майскими и разными. Вымя и выражение передней части головы наиболее выразительны.
Вокруг Рака цветочки другие, луговые. Клешни перекликаются с торчащей из-за медальона вполне натуральной косой. Самый сенокос, однако.
Льву одного лаврового венка оказалось мало. Уж не говоря о трубах в количестве, знаменах и прочем восхвалятельном антураже. Царь типо.
Бантик Девы выглядит почему-то особенно кокетливо. Ну и все в колосьях, само собой, не без соответствующего сезону сельхозинвентаря.
Весы сделаны вкусно. Дыньки, виноград и прочее плодоизобилие не помещается в скромной корзинке.
Впрочем, самый виноград - это Скорпион. Видимо, сладкие вина позднего урожая. Опять же, как Овны, Скорпионы - настоящие Марсы и не дураки выпить прямо из кувшина.
Очень уверенный в себе Стрелец - правда, без стрел. Видимо, все уже расстрелял. Кое-что попало под медальон. Ну и голые ветки тактично напоминают о сезоне.
Козерог - знак серьезный, на стрелы времени не тратит, работает с дичью исключительно копьями. Ну и запасся какими-то симпатичными и на вид еще не пересушенными снопиками чего-то растительного. Для ароматизации дичи, что ли...
Вокруг Водолея и Рыб всяких дудок не меньше, а даже больше, чем рядом со Львом, но акцент у духовых явно иной - скорее деревянный. Не воспеть хвалу, а скорее развлечься в долгие вечера.
Вид на лестницу из вестибюля - очаровательно летняя. Живописцу велели "дать простор". И он дал. Не Пьетро Гонзага, но Джиованни Скотти, тоже очень, очень впечатляет. Где-то там, куда нам нет доступа, тоже что-то египетское греется на теплом солнышке вечного лета.
(продолжение следует)