Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

"Легенда о любви", Мариинский (2)

Обещала к первым впечатлениям грубости и философию.

"Легенду" трактуют по-разному: чаще всего, вестимо, вульгарно-бытовым способом, но бывает, что вспомнят Фрейда и добавят что-нибудь сексуальное, преимущественно про Мехменэ и Григоровича, а то и про обоих. Мои претензии к Диве-Царице происходят именно отсюда. Так-то я что, я ничего. Мне очень нравится у Мехменэ-Лопаткиной артистическая составляющая, да и технически все в общем как-то можно спрятать, хотя в сцене погони, конечно, уже спрятать сложно. Но там, где медленные и почти медитативные движения рук, ног и корпуса, долженствующие передать и вогнать в, - там все путем, передают и вгоняют. Скверно другое. Почти паническая лопаткинская боязнь последнего времени иметь рядом что-нибудь заслуживающее сравнения привела к очень необычному явлению: спектакль, конечно, не провален, но другой трактовки, кроме как вульгарно-бытовой, в крайнем случае с привлечением Фрейда, не выходит ну никак. Для Лопаткиной это упадок и разрушение почти масштаба Римской империи. Она всегда была так хороша именно тем, что выводила наружу затекст, закадр и вообще высокое, оставив бытовуху насекомым типа Сомовой или Колеговой. А теперь, нате вам, в "Корсаре" гюльнарит в пару диве насекомое Колегова, а через несколько недель ширинит насекомое Сомова. Конечно, когда теряешь форму, страшно, что перетанцуют. Но спектаклю-то за что такое терпеть? И если "Корсар" ситуацию "одна дива и одно насекомое" переживет, то "Легенда" расползлась по швам и как произведение практически дала дуба, оставив лишь этот самый хладный дуб - а именно Тяжелую Трагедию Ужасной Судьбы Балерины С Конечностями Нестандартной Длины.

Нет, по-своему дуб-труп вполне непротиворечив. Стареющая Дива-Царица, держащая при себе комнатной собачкой беднягу визиря, способного в принципе и на большее, жертвует своей красотою ради умирающей сестры. Сестра оживает и оказывается Сомовой. Первое, что она делает, ну, конечно, изобразив радость, что не померла, - это шарахается от уродливого лица сестрички с безмолвным воплем "за что я должна на это смотреть?!". Хорошее начало. Дальше в том же духе. Найдя себе секс-партнера, он же шкаф Иванченко, сестрица дает с ним деру из дворца, пока Мехменэ-Лопаткина красиво сохнет и изводится по тому же шкафу. Потому что даже если Лопаткина на лицо стала очень ужасная, она все равно у Сомовой способна шкаф отбить. Если бы при побеге фигурировали девушки, танцевавшие Золото в первом акте, было бы еще убедительнее. Но, наверное, у них там уже действуют банковские карточки, на которые Ширин-Сомова предусмотрительно перевела золотой запас государства. Мехменэ-Лопаткина восходит на новые вершины страдания, бросаясь за беглецами. Не думайте, золотой запас ей пофиг, у нее душа горит. Беглецов настигают, разлучают, и Ферхада бросают на пробивание скалы для народа, чтобы у последнего вода была. Ферхад-Иванченко кайло берет и на скалу прет, что, конечно, самый неубедительный момент спектакля. Тут даже бытовая вульгарная трактовка не вынесет. Потому что Ферхад шкафа Иванченко пробивать скалу не пойдет ни за Сомову, ни тем более для народа. Только за очень хорошие бабки! И чтобы ежемесячно. Но, наверное, на его имя открыли счет в швейцарском банке, или же визирь, пока носил обморочную Сомову по сцене, извлек карточки из ее костюма и теперь с Иванченко расплачивается. Третье действие, которое, как в плохом сериале, начинается по прошествии пяти или сколько там лет, вполне соответствует. Долгие годы Иванченко грезит о Сомовой в компании симпатичных девах в голубом, каждая, надо думать, при карточке, скала меж тем как-то совсем не уменьшилась. Надо было визирю сразу о сдельной оплате договариваться. Мехменэ меж тем офигенно красиво мучается от одиночества (тут обязательно следует приплести Фрейда и секс, куда ж без них). Задрапированный шахом и сильным мужчиной шкаф приходит к ней как бы в грезах. Следует дуэт по принципу "возбудил и бросил", так что все остается как было, только еще хуже. Тут врывается Сомова, впервые за пять лет вылезшая из контакта и с женских форумов, - видимо, выплаты за долбежку скалы серьезно подорвали бюджет государства и оно не может заплатить провайдерам. Ферхада мне, Ферхада! Или пусть винд работает нормально! - требует она. Сломленная угрызениями совести Мехменэ, не заметив коннектных проблем, отправляется к скале с сестрой и кордебалетом. Но поскольку на образование собственного газпрома Ферхаду денег уже достаточно, трагический исход неизбежен: поиметые бабы с помощью па-де-бурре уплывают за сцену в безбабловое небытие, а кордебалет строит пирамиду власти со шкафом на вершине.

Вы думаете, мне нравится такая трактовка Легенды, особенно с Лопаткиной? Да ничуть, но иначе не выходит. Может, Сомова читает только Сартра и Камю и даже понимает то, что читает, но на сцене она выглядит по-прежнему помесью барби и лолиты. Может, Иванченко человек щедрейшей души и вообще совесть коллектива, но когда он смотрится во всех ролях одинаково невозмутимым гардеробом из прочных пород дерева, что тут скажешь. А самое печальное - что если в "Легенде" не будет Ширин и Ферхада, достойных Мехменэ, и прима (не обязательно Лопаткина) использует данный спектакль как поприще для демонстрации себя, все не сильно изменится: останется история о Ужасной Судьбе Женщины У Власти, Пожертвовавшей Собой Ради Эгоистичной Дуры, плюс эта самая Эгоистичная Дура С Полутора Извилинами и в пару к ней Парень С Одной, Но Толстой Извилиной, Выбравший Дуру, А Не Женщину У Власти. Впрочем, интеллект Женщины У Власти при таком раскладе тоже, мягко говоря, сомнителен.

И нафига вообще было стараться и ставить на такой дебильный сюжет балет. Так что четвертым идиотом получается балетмейстер. Театр - оно ладно, ради того, чтобы самовыражались Демонические Женщины С Длинными Конечностями, и не такое в репертуаре держат.

Но беда в том, что "Легенда о любви" - спектакль вовсе не о том. Очень остро не о том. И при вульгарно-бытовой, а также вульгарно-фрейдистской трактовке из него ускользают не только смысл, но и волшебство, а также собственно то, ради чего все затеяно.

(продолжение последует, когда дадут доступ к компу еще на полчасика)
Tags: Легенда о любви, балет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments