Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

"Легенда о любви", Мариинский (6)

Прояснив логику отношений Григоровича с его излюбленными героями и сюжетами, можно и о смыслах собственно "Легенды о любви" говорить. Только надо учесть, что как у балета есть своя логика, так и у легенды как таковой - тоже. То бишь все персонажи "Легенды", как положено персонажам легенды, не просто люди, хотя не без этого, но и символы тоже.

Действие первое.

1. Все начинается с того, что Ширин при смерти. Хороший зачин легенды. Если душа, свет, любовь - ну, то, что символизируют нежные героини трехбалетия, - почти мертвы, значит, неладно что-то в легендном королевстве. Если посмотреть на Мехменэ и ее способы властвовать, сразу становится понятно, что происходит. Как положено страшной и прекрасной восточной владычице, Мехменэ держит подданных в страхе и покорности. Использование своей красоты как рычага ей тоже не чуждо - о том свидетельствует Визирь. Все, что Мехменэ сделала с Визирем, на момент начала "Легенды" уже сделано, причем качественно, безжалостно и нехорошо. Мужчина растворился в своей рабской преданности женщине. От его личности осталось немного: разве что чувства к царице. В остальном он совершенно ее орудие, ее рупор, ее кнут - называйте как хотите. Ни о каком человеческом отношении к Визирю со стороны Мехменэ, не говоря уж о любви, уважении или там равенстве, речь не идет. Царица на деле ужасный человек, своей власти она приносит в жертву абсолютно все, включая собственную женскую сущность. Единственная отдушина, единственный равный, единственный свет, любовь, душа, - опять же называйте как хотите, хорошие символы невозможно выразить одним словом, - это Ширин.

И вот Ширин безнадежно умирает, забирая с собой все, что есть в жизни Мехменэ и в самой Мехменэ человеческого, и вся власть абсолютно бессильна.

Пока не приходит Неизвестный.

В трехбалетии это персонаж абсолютно уникальный. Впрочем, подобные люди, которые пришли, чтобы сознательно и резко повернуть судьбы, вообще редкость - и в жизни, и на сцене. Это курилка, преимущественно дамсы, считающие себя ужасно благородными и трагически недооцененными тупыми мужиками за отсутствие физической красоты (автоматически подразумевается, что красоты духовной, которую тупые мужики оценить попросту не способны, здесь хоть отбавляй), уверена, что Мехменэ хаааарооооошая! Ну и зря. Мехменэ до прихода Незнакомца успела наделать дел. Можно вообще подойти к ситуации с точки зрения возмездия судьбы: когда была красавицей, давила влюбленных мужиков как тараканов и использовала вместо гвоздей - ну как Визиря. Вот стань теперь уродиной и узнай, как тяжко, когда ты любишь, а тебя - нет.

Но это, на мой взгляд, как-то мелко для такой Силы Судьбы, как Неизвестный. Нешто ж судьба станет с подобной торжественностью расправляться с такой в общем традиционной вещью, как жестокая, практичная и властолюбивая красотка.

Носительница почти абсолютной власти - совершенно другое дело. Чтобы повернуть жизнь владыки такого уровня, чтобы заняться перевоспитанием человека на таком посту, можно и Незнакомца прислать.

С этой точки зрения совершенно понятно, что Золото со всеми звенящими браслетами девушками во внимание взято быть не может. И вообще, Незнакомец еще не решил, стоит ли овчинка выделки. Вот когда Мехменэ совершенно искренне предлагает ему корону, то бишь всю свою власть, - ради того, чтобы свет, душа и любовь не ушли из ее жизни, - это да, человек еще не безнадежен, и есть возможность его перевоспитания. Спасти лучшее, что есть у Мехменэ, она сможет, если отдаст красоту, - такова цена Незнакомца. Больше не будет раскатанных тонким слоем по дворцовому комплексу мужиков. Этот способ утверждения себя для Мехменэ станет невозможным. И сама власть перестанет быть радостью и наслаждением, останется тяжчайшая обязанность - а также ответственность, а также, возможно, мудрость и взросление.

Понимает ли это Мехменэ? Вряд ли. Она просто, как человек, в котором не умерла еще душа, отчаянно жаждет спасти Ширин и готова на все. Но поскольку мы в легенде, да еще в григоровичской, давайте правильно трактовать знаки и символику. Откажись Мехменэ, читай - власть, платить запрошенную Судьбой цену, она не изменится, но погрязнет в жестокости и бездушии. Это путь вниз и в гибель. Она платит - она изменится и выживет. Правда, остаток жизни ей гореть в огне (черный и особенно красный цвета, постоянно сопровождающие Мехменэ, говорят нам об этом недвусмысленно), но это уже в некотором роде расплата. Визирь-то, надо думать, горит примерно так же, только у него еще и большая часть личности отнята, в то время как Мехменэ все свое сохранила. Ну и потом, перевоспитать людей настолько упрямых, страстных, непросвещенных душой и облеченных властью, - это как раз нужен постоянный неотступный огонь.

Так что абсолютный тупик для двух сестер, куда загнала ситуацию властительница-Мехменэ, усилиями Незнакомца перестает быть тупиком. Ширин теперь не умрет. Мехменэ не останется одна и без души. Но, конечно, раскрытие дорог из тупика не означает, что эти дороги будут легкими. Совсем, совсем напротив.



2. Между тем Ферхад рисует свои цветочки-узорчики и вообще находится в юношеском состоянии здорового упоения жизнью. Танец юношей - это не просто окружение Ферхада, как игривые, изящные, чистые девушки не просто подруги Ширин, а вереница девушек в красном уж совсем не свита Мехменэ. Это все символы того, что внутри. Вот внутри у Ферхада то же самое, что снаружи: хороший парень, неглупый, добрый, веселый, покамест довольно беззаботный, к тому же талантливый. Но пока не требует Ферхада к священной жертве Аполлон.

Впрочем, сейчас потребует. Ибо начинается совершенно роскошно поставленное Григоровичем шествие (как мы помним, разводка мужского кордебалета - это его, Григоровича, дар Сверху, и он его в песок никогда не зарывал), и на гребне шествия прямо на Ферхада выходят две женщины его судьбы.

Почему он влюбляется - сразу и навсегда - в Ширин? Допустим, что Мехменэ некрасивая, а Ширин красивая, но мало ли красавиц на свете? Уж я не говорю о том, что любовь сразу обеих сестер - также сразу и навсегда - к Ферхаду еще менее понятна, если забыть, что мы в легенде, к тому же григоровичской. Если же помнить - все совершенно и логично. Настоящий хороший человек и творец тянется не к власти, а к свету, чистоте, душе, любви, ну, вы поняли. А светлая, чистая и любящая душа столь же естественно потянется к творцу. И хоть убейся, уплачься и устрадайся власть, но выберут не ее.

Кстати, в хореографии любопытный оборот: в то мгновение, когда гранддамы выходят слева и справа из-за кулис, образуя равнобедренный треугольник с Визирем в глубине сцены, Визирь, вершина треугольника, на пике шествия вдруг заменяется Ферхадом. После чего гаснет свет, а мгновение обмена взглядами и осознания собственных чувств вдруг растягивается надолго в каком-то ином пространстве. Ферхад любит Ширин, Ширин любит Ферхада, Мехменэ простирает руки к Ферхаду и непоправимо остается одна. Ферхад из вершины треугольника переходит в центр круга, а сестры движутся вокруг него практически симметрично. Это, конечно, уже все, что будет дальше, и так, как оно будет. Так они и станут кружиться вокруг Ферхада, который и Мехменэ игнорировать не сможет, и разлюбить Ширин не в состоянии. Что-то есть в этом еще этакое - добрый ангел справа, личный демон слева. Хотя и Ширин не ангел, и Мехменэ не демон... но что-то есть.

Да, но именно Визиря на это длинное мгновение подменяет Ферхад. И именно Визирь занимает его место, когда мгновение закончено, и шествие возобновляется так, словно бы ничего не произошло. И, мне кажется, чисто хореографически эта подмена вершины треугольника очень хорошо подтверждает предположение, что Визирь и Ферхад куда ближе, чем кажется на первый взгляд. Был когда-то и Визирь таким же, как Ферхад. Пока Мехменэ не скрутила в мертвый узел. Ой, не зря забрал Незнакомец у Мехменэ именно красоту.


3. Наконец, первое действие завершается - дуэтом Ферхада и Ширин. Вообще, если честно, дуэты светлых героев интересовали Григоровича заметно меньше, чем сцены черной королевы и ее короля. Но именно в "Легенде", по-моему, ему было довольно интересно. С Ширин и Ферхадом он и движения напридумывал заметно ярче, чем у Катерины с Данилой или Спартака с Фригией, и дуэты поставил так, что все они - разные. Классически считается, что их пять. По-моему, шесть, четко по два в каждом действии. Только в первом акте дуэты следуют один за другим. Но они совершенно различны по настроению, по рисунку танца, и смысловую нагрузку тоже несут разную. Символы символами, а Ширин и Ферхад - два очень молодых и жизнерадостных человека (а кто не верит, смотрите, каковы танец юношей перед выходом Ферхада в первом действии и танец подруг Ширин во втором). Что станут делать два нормальных, умных, веселых, здоровых подростка, встретившись? Смеяться вместе. Самый близкий путь друг к другу, между прочим. Вот весь первый дуэт (или первая часть первого, как считать), именно такая.

Дальше совсем иное. Тут заговорила любовь, и не просто влечение, а любовь настоящая. Та фаза, когда чувства не то захлестывают, не то возносят к небесам. Тут не то что прикоснуться друг к другу, тут смотреть друг на друга страшно. Они и не прикасаются - ни единого прикосновения за весь дуэт. И, несмотря на это, если артисты хороши, они могут достичь замечательного впечатления - словно их героев через пространство соединяют - не связывают, нигде здесь нет ограничения, это именно полет куда-то рядом вместе, - невидимые нити.

Любовь, что же еще сказать.

И, между прочим, как бы выигрышны ни были страдания Мехменэ, в одиночку, с Незнакомцем, с Визирем, во главе погони или с компании собственных воспаленных мечтаний, все три действия завершаются именно не ею, но дуэтом Ширин и Ферхада. Хотя бы поэтому "Легенду" нельзя воспринимать как рассказ главным образом о Мехменэ. Хотя бы поэтому спектакль не выходит по-настоящему, если Мехменэ забивает всех остальных. Она в центре внимания, но - не она одна. На ее образ работает очень, очень многое, но финальные точки всегда у нее отняты. Это многоговоряще.

(как всегда, дальше по возможности)
Tags: Легенда о любви, балет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments