Но в основном замечательно. Гигантский массив малоизвестных фактов, легенд, сплетен, преданий, интервью, баек, прекрасный и непошлый изобразительный ряд, офигенная системность историческая (предполагаю ввиду предстоящего изучения в 11 классе истории СССР и далее показать тинейджеру те серии "Легенд", что о времени СССР и далее, отлично полное будет впечатление). Ну и профессионализм, конечно. На примере серии о Янтарной комнате хотя бы: взгляд не копательно-авантюрный и не истерически-взвизговый, но спокойно так, по порядку, по делу, все, как было, с точки зрения не дилетантов, а тех, кто в теме. Мои родители были в Екатерининском дворце до войны, говорит сотрудница музея, я их спрашивала о Янтарной комнате. Они ее не помнили. Вообще никакого впечатления. Даже не заметили толком. А рядом другой рассказ, как в предвоенные годы на ночь в Янтарной комнате раскладывали полоски ткани вдоль стен - чтобы детали, которые тихонько осыпались со стен, не попортились, падаючи. Да, пытались снять со стен, эвакуируя дворец, одно панно, посыпалось в руках. Ну, вы знаете, столько пропало в войну, что Янтарная комната... одна из очень многого, просто тема раскрученная. А еще рассказывают, как покойный Саутов, великий человек, раскручивал немцев, чтобы именно они, именно немцы, не просто дали денег на реставрацию комнаты, но оплатили ВСЕ. Потому что иначе не будет жеста.
А как добывал Саутов деньги на музей в 90-е, и вообще вся история о том, как впервые прошел в Екатерининском дворце ночной банкет, это ж просто ах. Сам рассказывает, съемка 2008 года. А как добывал деньги на музей у Косыгина тогдашний директор Царского, фронтовик, весь в орденах, между прочим, автор знаменитой надписи в Берлине "Развалинами рейхстага удовлетворен", это ах не меньший, строжайше в духе времени. Тоже сам рассказывает, слава Богу, пока живой.
И обо всех и обо всем. Где Гумилев впервые признался в любви Ахматовой, и как после войны восстанавливали первую печь в Малиновой столбовой *не скажу как, отдельная история*, и как немцы-туристы приносят в дирекцию похищенные в войну их предками вещи, и как предки нынешних туристов зачищали прифронтовой город Пушкин от русского населения, и в какой комнате тайно повенчались Александр II и Екатерина Долгорукова, и мог ли Николай II бежать из Царского по подземным ходам, и почему дача Зинаиды Юсуповой похожа на царскосельский Эрмитаж, и как скульптор Швецкая делала многочисленных ангелочков Большого зала со своего новорожденного сына, и много-много-много всего.
Легендами Царского Села удовлетворена, короче.