Минусов, на мой (пусть и не столь планомерный, как у тинейджера) взгляд, набралось три: бабы, сдержанность и трагизм.
Даже сам Конан Дойль не смог полностью игнорировать тему "пара для главного героя". В наше время (а может, и не только наше, просто сейчас обезьяны шире распространяют свои мнения ввиду наличия интернета и прочих завоеваний цивилизации) обычно приравнивают понятия "партнер для хорошего секса" и "идеальная пара" (в каковой идеальной паре партнер, кроме пары в сексе, вообще-то еще как минимум столько же должен быть половинкой души). Подозреваю, что это вообще мощнейший соблазн для любого хорошего автора - попробовать сконструировать идеальную пару для любимого персонажа. Очень показательно, что авторы раз за разом - Конан Дойл не исключение - поддаются соблазну. Хотя уж в жизни Холмса-то, казалось бы, есть идеальный друг Ватсон. Однако
Впрочем, идеальное счастье для Холмса, оно же Ирэн Адлер, есть счастье довольно своеобразное, ибо принципиально нестабильное. Эти двое могут столкнуться, высечь искры, насладиться мигом - но обязательно разбегутся в разные стороны. Каждому из них хочется играть с равным по интеллекту. Однако при этом обоим обязательно надо обыгрывать партнера. А в средствах та же Ирэн чисто по-женски не стесняется. Да и Холмс чисто по-мужски стесняться будет только до тех пор, пока не обидится. А миру-то меж тем тоже хочется жить дальше, вот эволюция, судьба и прочие механизмы спасения мира и разводят подобных личностей подале. Сами личности, впрочем, слишком умны, чтобы не сообразить, что, если им дороги рассудок и жизнь, нужно держаться подальше не только от ночных просторов дартмурских болот. Вот в чем Ричи абсолютно, на мой взгляд, следует духу оригинала, так это именно здесь (он, впрочем, много где в первом фильме следует, пусть это и не очень бросается в глаза при поверхностном просмотре). История Ирэн и Холмса у него именно такова: принципиальная невозможность разлюбить, принципиальная невозможность не соперничать, принципиальная невозможность быть вместе. Далее с первого звена и по кругу.
По кругу можно ходить неопределенно долго, поскольку умные люди умеют красиво, умно и по-новому играть друг с другом очень, очень длительное время. На второй фильм уж точно бы хватило. Собственно, когда смотришь на типоглавную женскую роль, понятно, что она написана именно для Ирэн и в духе "энный круг игр, по определению не могущих стать брачными, хотя очень хочется". Но что-то там явно стряслось с исполнительницей роли Адлер, и ее быстренько убрали со сцены. Дальше явилось нечто совершенно невнятное и почему-то еще и с цыганским отливом. Уж надо было либо платить Макадамс запрошенные бабки и снимать как задумано, либо совершенно спокойно обойтись и без цыганского отлива в частности и совершенно невнятного персонажа как бы женского полу в целом. Но не обошлись. Что в общем и частности сигнал: со вторым фильмом неладно.
Следующий минус, если общо, растет оттуда же, откуда и первый. За отсутствием идеальной (пусть и неудержимо нестабильной) половинки-Ирэн нам предлагают как пару Холмса и Ватсона. Причем поскольку оба настоящие мужчины, они совершенно не стесняются всячески (далеко не всегда со вкусом, но бывает и с ним) стебаться на тему
Наконец, об итоговом впечатлении. В первом фильме очень грамотно построен финал: сначала на фоне грозового неба Ирэн говорит - будет буря, на что Холмс отвечает, что немножко времени у них еще есть. Совершенно ясно, что это заявка на будущие события в глобальном масштабе. Потом идет второй, уже личный финал: Ватсон все-таки уходит в личную жизнь, оставив Холмса без компаньона. Что грустно. (Я лично тихо считаю, что, изучая и ставя сцену повешения Блэквуда с собою в главной роли, Холмс аккуратно убирает из собственного сознания мысль о том, что вот повесится он, а Ватсон придет, посмотрит, заплачет и скажет: он был мой лучший друг, зачем я с ним так, зачем я его бросил, и
Но, как бы ни было грустно, и как бы ни состояла вся наша жизнь из потерь, и какая бы буря ни ждала впереди, правильный ответ на это может быть только один:
Однако во втором фильме все эти ружья не стреляют. То есть стрельбы как раз страшное количество, но какая-то она исключительно внешняя. Жизнь из грозовой, неуютной и тяжелой дороги с улыбкой наперекор судьбе, разлукам и проигрышам превращается в стебно-малосерьезный пробег по европам, улыбочка где легковесна, где глумлива, горечь разлуки решительно уничтожается путем выбрасывания платочка бывшей любимой в Ла-Манш, а в конце Холмса ждут одни выигрыши. А что будет большая буря - так это просто люди таковы, им обязательно подавай мировые войны, а Холмс и даже Мориарти тут совершенно ни при чем.