Мориарти удивительно честен в некотором смысле слова - чего бы ему, в общем, стоило наврать насчет сигнала. Но нет, все по-джентльменски: Шерлок прыгает вниз, снайперы отозваны. В сочетании с воплем "Остаться в живых!.." и мукой мученической в глазах строится довольно неожиданная картинка.
Если Шерлок готов стать таким, как Мориарти, он уйдет с крыши живым, но друзей убьет. Всех. И станет после этого таким, как Мориарти.
Если Шерлок не такой и не согласится платить цену, ему не выжить. Либо будь мной, либо умирай.
Или есть третий выход, и Мориарти, как человек умный, о его существовании догадывается. Окажись умнее, чем я. Пойди дальше меня. Стань лучше меня. И тогда - живи, оставшись собой.
Может быть, какой-то частью себя он именно этого и хочет. Может быть, именно этого и желает в последние секунды, когда у него лицо совсем человеческое. Может, даже на это и благословляет.
Может быть, это вообще самый важный для Шерлока урок - перед неласковым лицом вечности бросить вечное выпендривание и не терять времени. Потому что времени-то у нас вдруг может и не стать.
Возможно, у Мориарти точно так же, как любовь и ненависть в одном тесном горячем клубке, так и желание уничтожить, увести с собой, сделать собой неразрывно сплелось с желанием уберечь от своей ошибки. Не дать прожить жизнь таким, как Мориарти. Где-то пополам что стремления не дать быть по-настоящему человеком, что побуждения заставить быть по-настоящему человеком.
Не случайно именно на краю крыши Шерлок бросает выпендреж и дает себе быть собой. Любить, плакать, оберегать, объясняться в любви. И быть счастливым. Боже, как он счастлив, что Джон, несмотря ни на что, полностью, целиком и абсолютно ему верен.
Может быть, и не совсем четко, но Мориарти к концу понял, что любовь сильнее интеллекта. Может быть, не совсем сознательно и весьма непоследовательно, но ведь заставил Шерлока признать, что это так.
Ну, лучше поздно, чем никогда.
А еще лучше, разумеется, вовремя.