Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Category:

Мориарти vs Ватсон

Можно долго и много разбирать разные оттенки отношения Мориарти к Шерлоку. В общем вся эта пляска самолюбия и страдания весьма интересна. И сила чувства, бесспорно, велика. Конечно, то, что испытывает Мориарти к Шерлоку, есть именно чувство. Какое - это уже в слова перевести трудно. Но что абсолютная противоположность равнодушию, уж точно. Хлопнуть дверью на прощание демонстративный истерик Мориарти мог бы, забрав с собой, как восточный властитель, большое количество народу. Но ему не надо ни количества, ни публичности. Последняя проблема кроме прочего интересна тем, что она решается тихо и достаточно интимно. Внутреннее наконец становится важнее внешнего. Пусть хотя бы и в форме "этот человек стоит всех остальных, ему меня и сопровождать".

Но сильные чувства, возникнув, имеют особенность изменять личность чувствующего. Особенно если личность уже под прессом собственного большого интеллекта, и к тому же личности очень, очень страшно. Есть такой любопытный момент: Шерлок нужен Мориарти в последнюю минуту еще и для того, чтобы справиться с ужасом и самоубиться достойно. В отчаянии закрыть лицо руками после вскрика "Выжить!.." можно только на мгновение. Вызвал Шерлока на ковер - изволь держаться достойно. Обязывает. Лопни, но держи фасон.

Однако это далеко не все. Если человек значит для тебя так много, что становится напоследок мерилом всего, его начинаешь любить. Ненавидеть, само собой, тоже, но это в общем стороны одной монеты. Я бы сказала, тут еще и регулярно прорывающаяся зависть пополам с огромной горечью - что Шерлок на стороне ангелов, а Мориарти туда не берут.

И это заставляет задуматься, каковы отношения Мориарти с Богом. Вообще когда необратимо уходит от смертельной болезни очень умный человек, он не может не начать разбираться с вопросом, а что же с ним приключится дальше. Сам Мориарти ни разу о Боге не говорит - у него для этого слишком много вкуса и чувства слова. Он все про ангелов. И каждый раз с болью.

Но про его отношения с Тем, Кто Наверху, договаривает песенка.

Вообще с подбором музыки у Мориарти все окей. Стиль рулит. Например, действия в Тауэре осуществляются под увертюру к "Сороке-воровке" Россини. По сути это - предварение истории о том, как птичка сперла серебряную ложку, а обвинили и чуть не казнили девушку. (Но благодаря случаю и в меньшей мере друзьям все закончилось хорошо.) По сути третья серия второго сезона - это история о том, как Мориарти спер детей посла, а обвинили и чуть не начали распинать Шерлока. (Но все кончилось тоже ничего так, благодаря мозгам Шерлока и ничуть не в меньшей степени его друзьям.) Так что когда Джим и Шерлок идут на суд каждый в своем сопровождении, песенка за кадром не может не быть значима.

Песенка, собственно, о том, как настал Судный день, и грешника вызвали на финальное собеседование. Что не может не параллелить с положением умирающего Мориарти. Равно как и то обстоятельство, что грешнику из песенки никто не поможет, ни скала, ни река, ни море. Только Лорд и грешник на финальном рандеву. Типичная ситуация смертельно больного, узнавшего свой диагноз.

Что делает грешник, когда ничего не остается? Как в песенке - умоляет Бога о спасении. Я буду хорошим, только пусть я выздоровлю и стану жить дальше.

Но Мориарти грешник такого рода, что ему надо спасать не тело, а душу (насколько оно еще возможно, хотя, с другой стороны, это никогда не поздно, а значит, какая-то возможность есть всегда). Единственная бензопила, которая может достучаться до конкретно этого грешника, как раз на ходу.

Несложно понять, как воспринимает работу бензопилы Мориарти. Вот как в песенке. Я взмолился, а Лорд сказал - пошел ты к дьяволу. И я пошел к дьяволу, который, разумеется, ждал с распростертыми объятиями.

Конечно, грешник неправ, а бензопила, напротив, рулит. Хотя бы потому, что грешнику уже не хочется поизощреннее уложить кучу народу просто для компенсации своих проблем. Он теперь хочет увести с собой только одного человека. Самого-самого. Практически свое зеркало (за одним небольшим исключением в виде стороны ангелов). Это, как думает грешник, способно решить его последнюю проблему.

Но, как мы помним, маниакальная сосредоточенность на одном человеке пробуждает странные чувства в любой, даже очень грешной душе. Вот он, очень похожий на Мориарти Шерлок. Ибо ты - это я, и я - это ты. С другой стороны, очень не похожий на Мориарти Шерлок. Ибо Шерлок, как помним, на стороне ангелов, а Мориарти ангелы к себе не берут. И не слышать в голосе Джима зверской тоски по этому поводу можно, но сложно. Он хочет к ангелам, что бы там ни говорил.

Но таких там берут, только если такие много, много работают над собою, изменяются и оказываются способны искупить. А время в случае Мориарти очень и очень ограничено. Страдание под бензопилой, конечно, может весьма облагородить душу. Но может и не облагородить. Или продвинуть, но не до нужного уровня.

И вот мы имеем на крыше зеркальное отражение разговора в гостиной Шерлока, где Шерлок искренен, а Мориарти много врет, чтобы обыграть свое зеркало. Ибо на крыше много врет, чтобы обыграть, Шерлок, а Мориарти как раз не-врущий и очень страдающий.

Он хочет жить, но это невозможно, и он это, конечно, понимает.

Он не хочет жить, потому что страдание почти непереносимо (мне временами кажется, что у него в жвачке какой-то наркотик, для анальгезии, и характер регулярной загруженности похож).

Он ненавидит Шерлока, потому что тот на стороне ангелов. И любит Шерлока, потому что Шерлок - это Мориарти наоборот.

И немножко, чуть-чуть любит Шерлока за то, что тот - с ангелами, где Мориарти быть не дано. И ненавидит в нем то, что совпадает с Мориарти.

И вообще ненавидит.

И вообще любит.

И, возможно, где-то, какой-то своей частью хочет, чтобы Шерлок спасся.

Но на самом деле это, конечно, все шелуха. Можно относиться к себе очень сложно, а можно очень просто. Мориарти, который отчаянно хочет, чтобы Шерлок, назовем вещи своими именами, был его другом, делает первое. Ах, он весь такой сложный и противоречивый. А Джон по-сержантски просто и без всяких бесконечных рефлексий другом Шерлока является. Меня почти завораживает совпадение их реплик. Я тебе обязан, говорит Мориарти Шерлоку за чаем (и после тоже). Я тебе обязан, говорит Ватсон Шерлоку на кладбище. Давай, прыгай, умри - для меня, говорит Мориарти Шерлоку на крыше. Сделай еще одно чудо для меня, говорит Ватсон Шерлоку, не будь мертвым.

Одни хочет: люби меня, Шерлок, настолько, чтобы ради меня умереть. Другой - чтобы ради меня жить. И вся разница как на ладони.

Элементарно, Ватсон.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments