Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Французский и английский сервизы русской герцогини Саксен-Альтенбургской

Елену Георгиевну Саксен-Альтенбургскую вообще надо бы помнить, но сначала о том, кто она была. Как известно, у Павла I было четыре сына - Александр (император), Константин (цесаревич, не ставший императором), Николай (а вот он тоже император) и Михаил, который не был ни императором, ни даже кандидатом, а просто военным, хорошим братом и счастливо-несчастным мужем, вечно пасующим перед умнейшей и обаятельнейшей женой, она же вел.кн. Елена Павловна. Сыновей она ему не родила, а дочери, кроме одной, до замужества не дожили. Посему такие жемчужины, как Михайловский дворец (ну, Русский музей же, все знают), специально построенный для Михаила, Каменноостровский дворец и Ораниенбаум, достались вел. кн. Екатерине Михайловне. Та вышла замуж за герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого (единственные немецкие герцоги, которые происходят от балтийских славян). И вот у нее было два сына Мекленбург-Стрелицкие и дочь Елена, вышедшая замуж и ставшая герцогиней Саксен-Альтенбургской.

А теперь о том, почему Елену Саксен-Альтенбургскую надо бы помнить. Вместе с братьями она владела, как указано выше, Ораниенбаумом, причем именно Елене принадлежал Китайский дворец. И вот когда Елену уговаривали что-нибудь сделать с немодными интерьерами первого этажа Китайского дворца, ну типа там электричество провести, разнеся половину исторической лепки, или переделать парочку комнат в стиле модерн, та неизменно отвечала - "Пусть все будет как при мамА". И оставалась жить на своем втором этаже, который Штакеншнейдер для нее к Китайскому дворцу пристроил. Но очень деликатно он это сделал. Я бы сказала, если не знать, то и не увидишь, где там этот второй этаж с комнатами, где летом жила Елена Георгиевна.

А исторические интерьеры Ринальди остались почти такими, какими были. А что стеклярусные панно слегка подкрасили кисточкой, чтобы поярче были, так это ерунда, потому что подкрашивали акварелью, а она, как известно, смывается. Это вам не олифа, которой последняя царская парочка покрыла янтарь угадайте какой царскосельской комнаты.

Посему ура трем поколениям женщин - жене Михаила Павловича Елене Павловне, дочери Екатерине Михайловне и внучке Елене Георгиевне. А чтобы окончательно убедиться, что Елена, Екатерина и еще одна Елена были женщины с большим вкусом, можно в Александровском зале посмотреть два серебряных сервиза - Михаила Павловича (ну, мы понимаем, что это не его вкус, а жены, да?) и его дочери Екатерины, заботливо сохраненные внучкой Еленой.























Сервизу дочери Екатерины Михайловны повезло меньше, чем посуде папы Михаила Павловича - он, во-первых, не такой золоченый, а во-вторых, стоит так, что все в отсветах. А вообще куда лучше все это выглядит не на фоне отражения моей кофточки, а собственными глазами, официально предупреждаю.









Tags: Эрмитаж, серебро дня
Subscribe

  • Мариинка, творческий вечер Терешкиной, вчера

    Сказать, что я очень, очень люблю Терешкину как балерину, пожалуй, мало (тем более что я много раз и разными словами это говорила). Она совершенно…

  • Мариинка, "Жизель", 5 июня

    Во-первых, было хорошо. Во-вторых, хорошо и даже очень хорошо было не в целом. Почти о каждом исполнителе можно и нужно сказать хорошо, а временами…

  • Мариинка, фестиваль

    Была на одном хорошем спектакле («Жизель» с Батоевой) и двух прекрасных («Спящая» и сегодняшний «Каменный цветок»). Надо бы взять себя в руки и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments