А теперь о том, почему Елену Саксен-Альтенбургскую надо бы помнить. Вместе с братьями она владела, как указано выше, Ораниенбаумом, причем именно Елене принадлежал Китайский дворец. И вот когда Елену уговаривали что-нибудь сделать с немодными интерьерами первого этажа Китайского дворца, ну типа там электричество провести, разнеся половину исторической лепки, или переделать парочку комнат в стиле модерн, та неизменно отвечала - "Пусть все будет как при мамА". И оставалась жить на своем втором этаже, который Штакеншнейдер для нее к Китайскому дворцу пристроил. Но очень деликатно он это сделал. Я бы сказала, если не знать, то и не увидишь, где там этот второй этаж с комнатами, где летом жила Елена Георгиевна.
А исторические интерьеры Ринальди остались почти такими, какими были. А что стеклярусные панно слегка подкрасили кисточкой, чтобы поярче были, так это ерунда, потому что подкрашивали акварелью, а она, как известно, смывается. Это вам не олифа, которой последняя царская парочка покрыла янтарь угадайте какой царскосельской комнаты.
Посему ура трем поколениям женщин - жене Михаила Павловича Елене Павловне, дочери Екатерине Михайловне и внучке Елене Георгиевне. А чтобы окончательно убедиться, что Елена, Екатерина и еще одна Елена были женщины с большим вкусом, можно в Александровском зале посмотреть два серебряных сервиза - Михаила Павловича (ну, мы понимаем, что это не его вкус, а жены, да?) и его дочери Екатерины, заботливо сохраненные внучкой Еленой.
Сервизу дочери Екатерины Михайловны повезло меньше, чем посуде папы Михаила Павловича - он, во-первых, не такой золоченый, а во-вторых, стоит так, что все в отсветах. А вообще куда лучше все это выглядит не на фоне отражения моей кофточки, а собственными глазами, официально предупреждаю.