Сначала и слишком не было. Потому что Брюллов, оформлявший интерьер, стены гостиной сделал из белого искусственного мрамора, а вот лепной узор на них - он да, был позолочен. Уже тогда гостиная вызывала восторг всех, начиная с владелицы, которая сравнивала свой интерьер с Тронным залом баварских королей, скромно добавляя - ну, пожалуй, в хорошую погоду, на солнышке.
Позже над Золотой гостиной немного поработал Штакеншнейдер, проявивший, как всегда, сдержанность и вкус. Золоченой лепнины на карнизах он добавил, но вызолотить сплошь стены не собирался. Предполагалось затянуть стены шелковой материей и украсить 20 яшмовыми колоннами. Но поскольку Мария Александровна с мужем Александром в тот момент уже достигли высшей власти, проект Штакеншнейдера их не устроил. Как, впрочем, и другие проекты. Так что оставили отделку Брюллова, только вызолотили стены сплошняком. Автором этого "слишком" был предположительно В.А.Шрейбер.
И стала Золотая гостиная вот такой.
Каковой она в общем (спасибо восточным высоким визитерам первых послереволюционных десятилетий, которым нравилось здесь жить) и осталась поныне. За одним важным исключением: в 1960-х при реставрации ткань на мебели (и шторах, естественно) изготовили по старым образцам, но сделали не малиновой, а голубой, под цвет нижних панелей стен зала. Сейчас здесь коллекция резных камней герцога Орлеанского - в старинных витринах. Но на геммы, честно говоря, здесь мало кто обращает внимание. (Кстати, зря.)
Совершенно замечательный в Золотой гостиной камин. Снизу кариатиды, дальше мраморные барельефы с вакханками и путти, потом мозаичное панно с видами античных храмов Пестума, специально заказанное наследником Александром Николаевичем в Италии; потом колонны из яшмы обок зеркала, и, наконец, на самом верху над капителями, фризом и карнизом в розетке герб России. Не камин, а монумент типа гробницы Александра Невского. Изумительные фарфоровые канделябры тоже добавляют атмосферы.
Вообще не зря именно здесь великая княгиня, она же императрица, устраивала рождественские елки для своих детей. Полумрак, елка вся в огнях, мерцающее золото стен. Совершенно волшебная атмосфера. Определенно хорошая мать была Мария Александровна.