Конечно, это утрированный вариант. Впрочем, думаю, так благочинно, как в 1915 году на фотографии, это тоже не выглядело. Все-таки коллективу хотелось быть на общем портрете поцивильнее, так что прибрались, почистили перышки и приняли важный вид.
Как бы для подтверждения того, что барышни *мечта театра* занимают места на фотографии не по протекции, а по службе, на стенде два документа телеграфных служительниц.
Сейчас помещение аппаратной - музей, и расстановка чисто музейная, вдоль стен.
Там, где окна, два сименсовских аппарата Морзе (между прочим, дают поиграться на ключе, местные весьма развеселились, когда я бодро отстучала SOS, - а что делать, если больше я по-морзевски ничего не помню?..), инструкция фирмы и рама, на которой кабели, типа с выходом на разные телеграфные линии России. На противоположной стене - места экспедиторов.
"ИНСТРУКЦIЯ ДЛЯ ЭКСПЕДИТОРА.
Экспедиторъ неотступно руководствуется параграфами 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 75, 77, 80, 81, 82, 83, 85, 86, 87 И 88 правилъ телеграфной корреспонденцiи.
При чемъ вмѣняется ему въ непремѣнную обязанность:
§ 1. Принявъ дежурство, провѣрить назначенное ему число разсыльныхъ , слѣедить, чтобы они были совершенно трезвы и прилично одѣты; чтобы дежурные разсыльные, безъ разрѣшенiя, не отлучались со станцiи.
§ 2. Экспедиторъ наблюдаетъ, чтобы каждый разсыльный, отправляясь въ разноску, былъ бы при сумкѣ, въ которой долженъ имѣть карандашъ и достаточное количество повѣсток для адресатовъ; чтобы при разноскѣ депешъ разсыльные руководствовались изданной для нихъ инструкцiей; чтобъ телеграммы доставлялись адресатамъ своевременно. По возвращенiи разсыльнаго экспедиторъ сличаетъ росписки съ количествомъ выданныхъ ему телеграммъ, а также время отправленiя и возвращенiя разсыльнаго, и о малѣйшемъ замедленiи въ доставленiи депешъ, а равно о каждой недоставленной телеграммѣ, докладываетъ Начальнику Станцiи".
В общем, выпьем за то, чтобы количество выданных разсыльным телеграммъ было равно количеству возвращенных росписокъ.
Рабочее место экспедитора.
Вот он, раритет, буквопечатающий аппарат Юза с моторным приводом (из Центрального музея связи).
Конечно, иногда продукция Сименса все же ломалась. А еще чаще ломалось что-нибудь снаружи телеграфной станции. Вот пройдет какой-нибудь циклон, как вчерашнесегодняшний Сент-Джуд, и привет, зови механика.
Так что главным на станции на самом-то деле был, конечно, не Начальник Станцiи, а местный работяга.