Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Народы России в фарфоре, Этнографический музей (0)

Балы в национальных костюмах, серебряные братины и эмалевые солонки, засилье как бы исторических романов, которые очень красиво высмеял еще Аверченко (Боярышня Лидия, сидя в своем тереме старинной архитектуры, решила ложиться спать. Сняв с высокой волнующейся груди кокошник, она стала стягивать с красивой полной ноги сарафан, но в это время распахнулась старинная дверь и вошел молодой князь Курбский.
Затуманенным взором, молча, смотрел он на высокую волнующуюся грудь девушки и её упругие выпуклые бедра.
— Ой, ты, гой, еси! — воскликнул он на старинном языке того времени.
— Ой, ты, гой, еси, исполать тебе, добрый молодец! — воскликнула боярышня, падая князю на грудь, и — всё заверте..."), - все это было, но не надо думать, что, во-первых, все это было фальшью, нет, вполне искренне, пусть и смешно; а во-вторых, Россия держава многонациональная, и дело не ограничилось теремами старинной архитектуры. Особенно после того, как революция 1905-07 вроде как заглохла, а 300-летие правящей династии, напротив, надвигалось со всеми вытекающими.

Фарфора это тоже коснулось. Как сдержанно резюмируют специалисты, к зоолетию "разработка фольклорных тем становится традиционной для ИФЗ", и в 1907-1917 гг. изготавливаются "три серии фарфоровых фигур в национальных костюмах народов России". Вообще попытки были и до, впервые еще при Екатерине II, причем работал над ними большой, но французский мастер Рашетт. В начале 20 века его народно-национальные фарфорушки уже всерьез не воспринимались. Поэтому обратились в Кунсткамеру (ныне Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, он же МАЭ, он же просто Кунсткамера) и Этнографический отдел Русского музея Императора Александра III (ныне Российский этнографический музей, он же РЭМ). Благо коллекции богатейшие. А поскольку инициатором создания серии был лично Николай II, как дипломатично говорят специалисты, "осознававший важную роль взаимоотношений народов Российской империи - исторически полиэтничного государства, - в начале XX в. насчитывающей в своем составе около 200 народностей", - сами понимаете, проекту дали зеленый свет и расстелили красную дорожку.

Список народов, образы которых подлежали чести увековечения в фарфоре, составлялся, сами понимаете, не с потолка и, разумеется, не без участия самых верхних верхов. Как утверждают все те же сдержанные специалисты, много диких сибирских, дальневосточных и среднеазиатских народов оказались в списке, дабы блеснуть научными достижениями русских ученых в области этнографии. А также скромно и ненавязчиво "нашли отражение и геополитические интересы царского правительства, вследствие чего в состав коллекции вошли скульптуры, воссоздававшие образы народов, проживавших на соседних с Россией территориях, преимущественно дальневосточных и юго-восточных". Надеюсь, все поняли, и переводить не надо.

В 1907 г. Императорский фарфоровый завод начал работу над проектом. Управляющий заводом Николай Борисович Вольф был человек умный, прогрессивный и со своим мнением. Поэтому руководителем проекта назначили известного скульптора Павла Павловича Каменского, много лет служившего в должности - внимание! - заведующего бутафорской мастерской Императорских театров (корзинка Никии со змеей, ау). В помощь Каменскому дали отличных мастеров А.Лукина, П.Шмакова, И.Зотова, А.Дитриха и др., художницу М.Герцак, коллекции костюмов Кунсткамеры и будущего РЭМ, а также тома новейших научных исследований отечественных этнографов по сравнению черт лица, роста и телосложения отдельных этнических групп, вкупе с многочисленными фотографиями представителей разных народов. Более того, за этнографической точностью исполнения наблюдала специально приглашенная звезда - востоковед-тюрколог, этнограф и археолог Василий Васильевич Радлов. Что удивляться, что "макеты фигур создавались известным скульптором П.П.Каменским с большой тщательностью в воспроизведении характерных особенностей антропологических типов и деталей украшений одежды". Странно, если бы было наоборот. Отдельные ашыпки, конечно, есть, и на выставке в РЭМ они тщательно перечислены (а методический есь их аккуратно фиксировал, пока я бегала с фотоаппаратом, и, возможно, будет так невыносимо добр, что их сообщит). Но в целом это был Большой и Успешный Проект.

Согласно данным специалистов, было создано 146 форм для отливок. Согласно данным тех же специалистов, в настоящее время известно 74 скульптуры из серии "Народности России" П.П.Каменского, и все они представлены на выставке. При этом, согласно данным все тех же спецов, "ряд скульптур был воссоздан в наше время мастерами ОАО "Императорский фарфоровый завод". Как эти данные согласовать меж собою, пусть каждый разбирается сам в меру своей специализированности. Обычно просто видно, где фарфор царских времен, а где современный, но на всяк случай обещаю каждый раз говорить, где что.

Насколько я понимаю, униками фигурки не являются. Ибо "изготовленные копии моделей предоставлялись музеям, а уменьшенные в два раза изготавливались для продажи. Самая большая коллекция хранится в настоящее время в Эрмитаже, коллекция Российского Этнографического музея насчитывает 47 фигур".

Изюминка выставки (ну, кроме того, что все 74 известные фигурки собраны в одном зале) состоит в том, что "рядом со скульптурами представлены 56 соотносящихся с ними костюмных комплексов и отдельные вещи из собрания РЭМ и МАЭ, демонстрирующие состав и способы ношения одежды, характерные для каждой из представленных этнических традиций. Значительная часть костюмов является непосредственно тем "этнографическим материалом", с которым при создании скульптур работали П.П.Каменский и художники фарфорового завода. Остальные комплексы одежды являются аналогами нарядов, изображенных на статуэтках".

(продолжение с картинками следует)
Tags: Этнографический музей, фарфор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments