Не станем уподобляться эльфам, для которых все смертные на одно лицо. Северные народы на самом деле весьма отличаются друг от друга. А кто не верит, тем могу только напомнить, что все зависит от того, с какой стороны смотреть. Когда южноамериканцы приезжают в Питер и им длинно рассказывают про Петруччо и его войну, а они потом застенчиво спрашивают - скажите, а кто такие шведы? - это смешно, но понятно. Когда тундровых оленеводов смешивают с таежными охотниками, причем те и другие живут в нашем большом государстве, и смешивают свои же, - это понятно куда менее и к тому же весьма грустно. Но, правда, для поднятия настроения можно попробовать посмотреть с той стороны Стены. Школа, детишкам объясняют, чем отличается саванна от тропического леса: "Ну это же понятно, саванна это вроде как наша тундра, а тропический лес - это как тайга, только температура повыше".
Вот манси - они по большей части из тайги. Хотя тундра и тайга, они же не забором отделены, равно как, впрочем, тропический лес и саванна. И манси в основном охотники и рыболовы, хотя оленей тоже, бывает, разводят (этнографы говорят, под влиянием ненцев).
А теперь смотрим, чем отличается охотник от оленевода. Даже если оленевод слегка охотник, а охотник слегка оленевод, все равно это люди очень разные. С самого начала, как только поймешь, что охотник в руках обычно имеет оружие. Когда пишут об истории манси, целыми абзацами идет информация о том, как, когда и с кем они воевали, какая активная у них была военная племенная верхушка, да и вообще, если уж на то пошло, самоназвание "манси" происходит точнехонько от той же древней формы, что и самоназвание "мадьяр" блестящих вояк венгров. Вот так, не более, не менее.
Русские, впрочем, долго именовали манси вогулами (причем манси, кажется, в отличие от ненцев, именуемых самоедами, действительно обижались). Почему вогулами - непонятно. Классически утверждается, что вогулы - это те, кто живет вдоль речки Вогулки. Отчего-то считается, что речка не может быть Вогулкой потому, что вдоль нее живут вогулы.
Впрочем, с 1940 г. это уже не шибко важно. Потому что именно в этом году Остяко-Вогульский автономный округ в Западной Сибири в связи с волной лингвистической политкорректности по отношению к малым народам переименовали в Ханты-Мансийский. Так что если написано "Вогульская женщина", то это женщина манси. А вот если остяки - это могут быть ханты, но могут и нет, посему оставим этот разговор на потом.
2. Саха вогульской женщины и вольности Каменского.
Зимняя одежда женщины-манси - двойная распашная шуба из оленьего меха, она же саха. Подол и полочки обязательно имели полосы мозаичного орнамента, причем в каждой местности орнамент был свой: так, у сосьвинских манси он, как считалось, изображал лягушку, у лозьвинских - соболя. Что за орнамент на сахе из коллекции Этнографического музея, сказать не могу, но сразу предупреждаю, что Каменский передал оригинал только в горизонтальной полосе подола, а вертикальные полосы у него из какой-то другой оперы (надеюсь, что хотя бы вогульской).
Вторая вольность Каменского - головной убор вогулки. То есть его отсутствие. На затылке у девушки, правда, что-то типа головной повязки имеется, но и все. А между тем головные уборы женщин-манси - тема весьма интересная. Дело в том, что меховых шапок женщины у манси не носят. Объясняется это как-то неопределенно: дескать, женщина по верованиям манси по определению нечиста, а мех предмет приношения богам и духам, вот оно и. Лично мне это напоминает историю с гренландцами, которые
Так что роскошных меховых шапок, как у ненок, вогулки зимой не носят. Зато они носят платки. Летом - один, зимой - два-три, вкладывая один в другой. Так что настоящим женщинам есть что украсить и где показать вкус и умение. Ну и ушам по-всякому тепло. А летом голову комары не кусают.
Имен одежде манси, в отличие от ненцев, вроде бы не дают. Но относятся тоже с большим уважением. Так, старую обувь и старую одежду по обычаю следует не выбрасывать, а унести в тайгу и повесить на дерево.
3. Женщина-манси и фарфор.