Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Блокада, взгляд с другой стороны

Я долго думала, что бы сказать адекватного к 70-летию, но как-то ничего не выходило. Потом жизнь, как обычно бывает, сама подкинула материал. Вот здесь - http://labas.livejournal.com/1054907.html - "представлены в моих переводах выписки из журналов боевых действий ГА Север с конца августа по начало ноября 1941 года, касающиеся планов в отношении Ленинграда". Слева оригинал страницы, справа перевод автора.



28 августа. ОКХ относительно оперативных планов ГА Север.
2) Полное окружение города Ленинграда как конечная цель должно быть достигнуто посредством кольца, сжимающегося как можно теснее вокруг города и тем самым экономящего силы. Чтобы избежать собственных крупных потерь сам город не должен атаковаться пехотой; после уничтожения противовоздушной обороны и неприятельских истребителей город должен быть лишен всякой жизнеспособности и обороноспособности посредством разрушения гидротехнических сооружений, складов, источников света и электроэнергии; военные сооружения и силы обороны противника должны быть уничтожены огнем и обстрелом.
ОКХ договорится с финской армией, которая должна взять на себя окружение с севера и северо-востока, действовать, исходя из тех же принципов.

12 октября. Приказ ОКВ3
Фюрер решил, что капитуляция Ленинграда, даже если таковая будет предложена противником, не будет принята. Моральные основания такой меры ясны всему миру. В Киеве взрывы бомб с часовым механизмом представляли громадную опасность для войск, в Ленинграде следует считаться с этим в куда большем масштабе. То, что Ленинград заминирован и будет обороняться до последнего человека, советско-русское радио сообщило само. Следует ожидать крупных эпидемий.
Ни один немецкий солдат не должен входить в город. Того, кто хочет покинуть город через нашу линию фронта, отгонять назад огнем. Небольшие незакрытые проходы, которые позволят потоку населению выбираться вглубь России, напротив следует лишь приветствовать. И для всех остальных городов действует правило, что перед взятием они должны быть разрушены артиллерийским огнем и атаками авиации, а население должно быть принуждено к бегству. Ставить на карту жизнь немецких солдат для спасения русских городов от опасности пожаров или кормить их население за счет немецкой родины – безответственно. Хаос в России станет тем больше, наше управление и эксплуатация оккупированных территорий тем легче, чем большее количество населения советско-русских городов отправится в бегство вглубь России. Эту волю фюрера следует довести до сведения всех командиров.

21 сентября. Докладная записка отдела L OKW/WFSt от 21.09., цит. по W.Wette/G.Ueberschär "Der deutsche Überfall auf die Sowjetunion", 2011.
Возможности:
1. занять город, т.е. вести себя так как с другими русскими крупными городами.
Отклонить, так как на нас тогда будет возложена ответственность за питание [населения]
2. Окружить город плотным кольцом, желательно забором, по которому пущено электричество, и который будет охраняться пулеметчиками.
Недостатки: из двух миллионов человек слабые в обозримое время умрут с голода, сильные же напротив завладеют продовольствием и останутся в живых. Опасность эпидемий, которые перекинутся на наш фронт. Кроме того под вопросом можно ли требовать от наших солдат стрелять в женщин и детей, пытающихся вырваться.
3. Женщин, детей, стариков, вывести через ворота в кольцe окружения, остальных оставить умирать с голоду.
а) Переброска через Волхов за неприятельскую линию фронта теоретически хорошее решение, но практически вряд ли выполнимо. Кто должен удерживать и направлять сотни тысяч? Где тогда находится русский фронт?
б) Если отказаться от отвода за русский фронт, то выпущенные распределятся по [оккупированной] территории.
В любом случае остается тот недостаток, что голодающее население Ленинграда являет собой очаг эпидемий и что сильнейшие еще долго проживут в городе.
4. После продвижения вперед финнов и полного окружения города, снова отойти за Неву и передать местность к северу от этого участка финнам.
Финны неофициально заявили, что хотели бы иметь Неву в качестве государственной границы, но Ленинград должен исчезнуть. Как политическое решение хорошо. Но вопрос населения Ленинграда посредством финнов не решить. Это должны делать мы.
Итог и предложение:
Удовлетворительного решения не существует. Группа армий Север должна однако в свое время получить приказ, который действительно выполним.
Предлагается
а) Мы констатируем перед всем миром, что Сталин защищает Ленинград как крепость. Таким образом мы вынуждены обращаться с городом и всем его населением как с военным объектом. Тем не менее мы делаем шаг навстречу: позволяем другу людей Рузвельту после капитуляции Ленинграда снабжать не попавших в плен жителей продовольствием посредством нейтральных кораблей под надзором Красного Креста и дозволяем этим кораблям свободное плавание (предложение разумеется не может быть принято, оценивать лишь с пропагандистской точки зрения)
б) Мы герметически оцепляем Ленинград и разрушаем город, насколько это возможно при помощи артиллерии и авиации (изначально имеющаяся в наличии авиация слаба!)
в) когда город благодаря террору и начинающемуся голоду созреет, будут открываться отдельные ворота и выпускаться безоружные. Насколько возможно, выталкивание вглубь России. Остаток вынужденно распределится по [оккупированной] территории.
г) остаток "гарнизона крепости" на всю зиму предоставляется самому себе. Весной мы тогда входим в город (если финны войдут раньше, возражений нет), выводим все, что есть, вглубь России или в плен, ровняем Ленинград с землей при помощи взрывчатки и передаем территорию к северу от Невы финнам.


24 октября. Служебная записка о поездке первого офицера генштаба (Ia) в расположение 18 армии
2) Во всех посещенных подразделениях задавался вопрос, как вести себя, если город Ленинград предложит свою сдачу и как вести себя по отношению к потоку голодного населения, который хлынет из города. Создалось впечатление, что войска этот вопрос очень беспокоит. Командир 58 пехотной дивизии подчеркнул, что он передал своей дивизии приказ, который он получил сверху и который соответствует имеющимся указаниям о том, что при таких попытках прорыва следует открывать огонь, чтобы задушить их в зародыше. С его точки зрения дивизия выполнит этот приказ. Но удастся ли ей не потерять самообладания, когда при повторяющихся прорывах придется стрелять в женщин, детей и беззащитных стариков, он сомневается. Следует отметить его замечание, что общей ситуации на участке фронта, которая как раз на его фланге в Урицке все более обостряется, он опасается меньше, чем ситуации с гражданским населением. Таково настроение не только его, но и его подчиненных. Войска полностью осознают, что мы не можем обеспечить питанием миллионы людей, окруженных в Ленинграде без того, чтобы это не ухудшило продовольственную ситуацию в нашей собственной стране. По этой причине немецкий солдат должен предотвращать подобные прорывы в том числе с применением оружия. Ну это может легко привести к тому, что немецкий солдат перестанет себя контролировать, т.е. и после войны не устрашится подобных актов насилия.
Командование и войска всячески стараются изыскать иное решение вопроса, но пригодного варианта пока не найдено.
3) Из районов ведения боев как на кольце вокруг Ленинграда, так и на берегу южнее Кронштадта эвакуируется все еще живущее там гражданское население. Это необходимо, так как население там невозможно обеспечить питанием. Вывод происходит так, что гражданское население группами перемещается в тыловой район и там распределяется по деревням. Несмотря на это большая часть гражданского населения самостоятельно отправилось на юг, чтобы найти себе новые жилища и возможности для существования. Вдоль шоссе из Красногвардейска в Псков движется поток из тысяч беженцев, главным образом, женщин, детей и стариков. Куда они движутся, чем они питаются, установить невозможно. Создается впечатление, что эти люди рано или поздно должны умереть от голода. И эта картина производит гнетущее впечатление на немецких солдат, ведущих строительные работы на этой дороге.
Командование 18 армии обращает внимание, что на Ленинград все еще сбрасываются листовки, в том числе призывающие к дезертирству. Это не соотносится с указанием о том, что перебежчики более не должны приниматься. Пока перебежчики-солдаты (это 100-120 человек в день) все еще принимаются. Но содержание листовок следует изменить.

27 октября. Главнокомандующий группы армий командующему 18 армией
Вопрос Ленинграда и особенно тамошнего гражданского населения сильно занимает главнокомандующего. Главное командование сухопутных войск предложило устроить минные поля перед собственными позициями, чтобы избавить войска от ведения непосредственных боев с гражданским населением. Если красные войска под Ленинградом и Кронштадтом сдадутся, сдадут оружие и будут выведены в плен, главнокомандующий не видит дальнейшей необходимости поддерживать окружение города. Войска будут отведены в районы расквартирования. И в этом случае большая часть населения погибнет, но по крайней мере не прямо на наших глазах. Возможность вывести часть населения на дорогу к Волховстрою должна быть обдумана.

9 ноября. Оценка ситуации главнокомандующим группой армий.
После взятия Тихвина водный путь через Ладожское озеро для Ленинграда перерезан. Неприятель имеет возможность связи с внешним миром лишь посредством авиации и радио. В любом случае дальнейший подвоз предметов снабжения в большом объеме невозможен, так как единственный район, через котором он еще может проходить – местность между Тихвином и Свирью - не имеет крупных шоссе и железной дороги. Тихвин взят через два месяца после Шлиссельбурга, таким образом, после произошедшего тогда перерезания путей снабжения по суше, теперь перерезаны пути снабжения через Ладожское озеро.
В оперативных планах изменений не произошло.


Без комментариев.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments