Хотя, казалось бы, и темп тот же, и настроение сходное, и вообще, почему бы нет.
На мой взгляд, решительное "нет" выходит потому, что данная вариация совершенно не предназначена ни для солисток, ни для затыкания дыр. Она - примская во всех смыслах. Прямо с первых тактов. Свита играет королеву, оркестр предваряет выход звезды чем-то, подозрительно напоминающим торжественные фанфары. Чересчур богатый зачин выходит для интерлюдии.
То же самое и с хореографией. Конечно, парадно-выходные вариации времен, что были до самых великих балетов, всегда рассчитаны так, чтобы балерина могла накрутить сверх стандарта сложности и блеска. Ну типа как украсить программу четверным вместо тройного. В данной вариации накрутить можно буквально везде, что при внимательном просмотре видеоматериала легко заметить, особенно если смотришь в хронологическом порядке.
И поскольку вариацию танцевали не просто звезды, а почти что солнца балета, солистка, рискнувшая это взять, облегчить хореографию под себя и попытаться выйти с этим во вставной в падеде ДК, обречена на неуспех. Слишком много солнц выходили именно в этой вариации не просто в дивертисменте "Пахиты", а в роли самой Пахиты. То есть теоретически-то парад вариаций подразумевает равноправие. Выходи, блесни, сделай соперниц тем, что у тебя лучше всего получается. Но на практике какое уж в жизни, а особенно в балете, равноправие? Будем реалистами. Балерина, исполняющая роль Пахиты, - героиня вечера, посему все равны, но она немножко равнее других, то бишь ее вариация - если не самая выигрышная, то из самых выигрышных.
О других самых выигрышных, возможно, в другой раз, а об этой следует сказать, что она, по одним данным, из балета "Трильби", а по другим - родная для "Пахиты". Что в общем одно другому не противоречит, ибо когда Петипа ставил дивертисмент, он ставил его на конкретную балерину, а балерина наверняка имела свою собственную вариацию.
Вообще-то балеты тоже закреплялись за конкретными балеринами. Получить главную партию в чем-либо существующем удавалось редко, например, после того, как исполнительница (и хозяйка) партии уходила на пенсию. Ну или ее уходили. И прочие мирные, дружественные варианты. Как в том старом анекдоте - одна балерина никогда не желает другой поскользнуться, сломать ногу и так далее. Она всегда желает другой только одного - СМЕРТИ!!!
(В наше просвещенное гуманное время, конечно, анекдот решительно утратил актуальность.)
Чтобы второй раз не вставать - вот Анастасия Никитина и ее попытка исполнить примскую вариацию в солистском месте.
Габриэла Комлева, 1984.
Татьяна Терехова, 1986.
Вероника Иванова, 1991.
Бурлака мимо вариации не прошел, и в его "Пахиту" она включена. Надежда Грачева, 2008.
Лакотт, восстанавливая *назовем это так* в Париже "Пахиту", установил как обязательную для балерины именно эту вариацию. С тех пор француженки старательно оттанцовывают ставший каноническим текст. Никакого "каждый берет чем может", делай, что прописано. В Мариинке все более демократично - я видела на своем веку три варианта вариации, исполняемой главной героиней вечера, та, что из "Трильби", сейчас по некоторым причинам не самая популярная. Но об этом как-нибудь в другой раз, а сейчас обойма парижанок.
Аньес Летестю.
Клэрмари Оста.
Летиция Пюжоль.
Мари-Анн Жилло.
А теперь о лучшем, на мой взгляд. Есть исполнение Терешкиной 2007 года, где она в числе солисток, есть - 2012 года, где она в заглавной роли и белом платье невесты. Видно, как и что за пять лет наработано. Более поздняя запись, правда, не в Мариинке, а в концертном зале, но это уже, в общем, мелочи.
Виктория Терешкина, 2007.
Виктория Терешкина, 2012.