Впрочем, Петр номер один обычно не ограничивался законотворчеством, а радовал страну какой-нибудь практической выходкой. На сей раз он проявил себя на почве рекламы, и, надо признаться, весьма нетривиально.
Нет, я не о чучелах, разодетых в Правильное Европейское Платье, каковые чучела развешивались там, где народ мог вволю
До этого места все вроде путем, да? Только вот штирлицы обычно не умеют вовремя остановиться и наносят завершающий штрих. В данном случае он состоял в том, что солдаты демонстрировали перед обывателями костюмы обоих гендеров.
Бедные обыватели. Солдаты, впрочем, тоже.
Что до костюмов самого П., то существует устойчивая легенда, что П. был страшно демократичный, жутко бережливый и вообще ходил в дерюге, только бы государство не напрягать своими тратами. Фигня все это, и каждый, кто хоть один раз видел в Эрмитаже что-нибудь из гардероба Петра (а гардероб Петра в Эрмитаже исторически оччччень мощный), знает, что экономия тут если и имела место, то чисто штирлицевская. Другими словами, за одну ткань, которая шла на костюм (или халат, были у Петра в количестве домашние халаты из китайского шелка с теплой подбивкой), можно было купить особнячок дворцового типа, что в России, что в Европе. Я уж молчу о том, что к ткани прилагались всякие украшения (сейчас сами увидите), да и работа стоила солидно. Одних мерок было тогда на порядок больше, чем сейчас. И вообще о костюме в 18 веке не говорили, что его шьют, говорили, что его - строят. Как тот же особняк дворцового типа.
Вот не представленный на выставке, но очень знаменитый голубой костюм, кажется, именно он много лет был на восковой персоне, пока поляки не взялись чинить в Эрмитаже коммуникации, и одной нехорошей ночью трубы прорвало прямо на несчастную персону. Костюм в целом спасли, но хрупкость ткани теперь такова, что экспонировать его если и можно будет, то исключительно лежа.
На выставке в витрине три других костюма Петра - красный, зеленый и, ээ, еще один, о котором чуть ниже.
Костюм красный заморский праздничный шелково-шерстяной.
Костюм зеленый зморский парадный из тонкого сукна.
И, наконец, костюм заморский же из шелкового бархата, с которым П. малость промахнулся (такое бывает и у штирлицев). Сейчас он очень красивого как бы золотистого цвета, но это опять-таки фигня, изначально он был богатый вишневый очень королевский. Но вот так здорово выцвел. Бархат французский, а французы тогда были очень средними красильщиками, о чем П., к сожалению, не знал. Зато качество тканного узора фантастическое *к тому же двух типов*. Но не будем сейчас о сложном и прекрасном вопросе шелкоткачества, это отдельная огромная тема.
Напоследок два секрета петровских костюмов. Во-первых, практически все они - с тайной ватной подкладкой на спине. П., как выясняется, был не железный и сильно мерз, причем не только в питерском климате. Второе, в отличие от первого, никакая не тайна. Почти на всех костюмах Петра имеет место быть воротник, который мы воспринимаем вроде как естественную деталь. Однако это вовсе не так. Носить воротник в первой четверти 18 века было настолько не принято у приличных людей, что, когда Петр приехал во Францию с официальным визитом (и неслабо там зажигал, то малолетнего Людовика на руки схватит и расцелует, то начнет древнее французское евангелие по-церковнославянски читать...), вся Франция безумно ржала над тем, что у русского царя - ВОРОТНИКИ. Дикий русский медведь, одно слово. Вероятно, на выцветшем французском костюме воротника нет именно из-за данного конфликта вкусов.
Хотя, возможно, дело было все-таки не столько во вкусах, сколько в том же мерзлячестве П. Париков он резко не любил, а шее-то сзади было, наверное, не менее холодно, чем спине. А на шарфы из крученого шелка и прочую экзотику моды в Париже тогда, к сожалению, не было.
*продолжение следует*