Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (2). Петр I

Что в России всегда радовало, так это власти и законы. Вот издал однажды Алексей Михайлович указ, что, дескать, всякий, кто к царскому двору явится в европейском платье, кончит плохо и к тому же в Сибири. А через не такое уж долгое время сын его Петр Алексеевич тоже издал указ. И тоже про платье. Дескать, кто явится к царскому двору НЕ в европейском платье, кончит плохо и к тому же в Сибири. Если вы думаете, что первый указ кто-то сподобился отменить, вы либо совсем не русский, либо ну очень оптимист. Так что мораль сей сплетни такова: явись ко двору хоть голый, хоть одетый, хоть с подарком, хоть без подарка, хоть на коне, хоть без коня и т.п, что там в сказке еще было, - а быть тебе в неприятностях и Сибири, точка.

Впрочем, Петр номер один обычно не ограничивался законотворчеством, а радовал страну какой-нибудь практической выходкой. На сей раз он проявил себя на почве рекламы, и, надо признаться, весьма нетривиально.

Нет, я не о чучелах, разодетых в Правильное Европейское Платье, каковые чучела развешивались там, где народ мог вволю плеваться смотреть. Петруччо блеснул штирлицевской мыслию куда более ярко. Товарищ вызвал солдат, людей простых, подневольных, приказал выбрать тех, что повиднее, одеть в Правильное Европейское Платье, а далее чтобы ряженые ходили по улицам, давая пример.

До этого места все вроде путем, да? Только вот штирлицы обычно не умеют вовремя остановиться и наносят завершающий штрих. В данном случае он состоял в том, что солдаты демонстрировали перед обывателями костюмы обоих гендеров.

Бедные обыватели. Солдаты, впрочем, тоже.

Что до костюмов самого П., то существует устойчивая легенда, что П. был страшно демократичный, жутко бережливый и вообще ходил в дерюге, только бы государство не напрягать своими тратами. Фигня все это, и каждый, кто хоть один раз видел в Эрмитаже что-нибудь из гардероба Петра (а гардероб Петра в Эрмитаже исторически оччччень мощный), знает, что экономия тут если и имела место, то чисто штирлицевская. Другими словами, за одну ткань, которая шла на костюм (или халат, были у Петра в количестве домашние халаты из китайского шелка с теплой подбивкой), можно было купить особнячок дворцового типа, что в России, что в Европе. Я уж молчу о том, что к ткани прилагались всякие украшения (сейчас сами увидите), да и работа стоила солидно. Одних мерок было тогда на порядок больше, чем сейчас. И вообще о костюме в 18 веке не говорили, что его шьют, говорили, что его - строят. Как тот же особняк дворцового типа.

Вот не представленный на выставке, но очень знаменитый голубой костюм, кажется, именно он много лет был на восковой персоне, пока поляки не взялись чинить в Эрмитаже коммуникации, и одной нехорошей ночью трубы прорвало прямо на несчастную персону. Костюм в целом спасли, но хрупкость ткани теперь такова, что экспонировать его если и можно будет, то исключительно лежа.



На выставке в витрине три других костюма Петра - красный, зеленый и, ээ, еще один, о котором чуть ниже.



Костюм красный заморский праздничный шелково-шерстяной.








Костюм зеленый зморский парадный из тонкого сукна.











И, наконец, костюм заморский же из шелкового бархата, с которым П. малость промахнулся (такое бывает и у штирлицев). Сейчас он очень красивого как бы золотистого цвета, но это опять-таки фигня, изначально он был богатый вишневый очень королевский. Но вот так здорово выцвел. Бархат французский, а французы тогда были очень средними красильщиками, о чем П., к сожалению, не знал. Зато качество тканного узора фантастическое *к тому же двух типов*. Но не будем сейчас о сложном и прекрасном вопросе шелкоткачества, это отдельная огромная тема.









Напоследок два секрета петровских костюмов. Во-первых, практически все они - с тайной ватной подкладкой на спине. П., как выясняется, был не железный и сильно мерз, причем не только в питерском климате. Второе, в отличие от первого, никакая не тайна. Почти на всех костюмах Петра имеет место быть воротник, который мы воспринимаем вроде как естественную деталь. Однако это вовсе не так. Носить воротник в первой четверти 18 века было настолько не принято у приличных людей, что, когда Петр приехал во Францию с официальным визитом (и неслабо там зажигал, то малолетнего Людовика на руки схватит и расцелует, то начнет древнее французское евангелие по-церковнославянски читать...), вся Франция безумно ржала над тем, что у русского царя - ВОРОТНИКИ. Дикий русский медведь, одно слово. Вероятно, на выцветшем французском костюме воротника нет именно из-за данного конфликта вкусов.

Хотя, возможно, дело было все-таки не столько во вкусах, сколько в том же мерзлячестве П. Париков он резко не любил, а шее-то сзади было, наверное, не менее холодно, чем спине. А на шарфы из крученого шелка и прочую экзотику моды в Париже тогда, к сожалению, не было.

*продолжение следует*
Tags: Эрмитаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments