Попробовать, что ли, еще разок
Что Петруччо притворялся экономным скромнегом, а на самом деле вещи его стоили каждая как хороший особнячок, было уже однажды говорено, нет смысла повторяться. Но с Голубым Парадным Костюмом все на самом деле путем. Ибо Голубой Парадный Костюм был построен (если верить нашей эрмитажной девочке Виктории, тогда употребляли именно этот глагол, а не какое-нибудь там вульгарное "сшить") к коронации супруги Петруччо, будущей Екатерины I. В джинсах и пропотевшей футболке на такие презентации не являются. Посему в 1724 г. из шелкового репса, серебряных нитей и канители (с небольшим участием холста и шерстяной ткани, но их существование смело можно игнорировать, ради такого-то случая) был сотворен должный комплект: кафтан с длиной 116 см, камзол с длиной спинки 103 см и штаны – длиной 70 см. Сам Петруччо был, как мы помним, длиной более двух метров (неверноподданнически предположу, что у него, как у остальных людей, рост несколько изменялся в течение дня в зависимости от сплющивания позвоночных дисков).
Отблистав на коронации Екатерины, Голубой Костюм, видимо, произвел. Потому что после смерти Петра именно его, а не что-нибудь другое (а гардероб Петра в Эрмитаже ой большой), надели на т.н. восковую персону (см., можно в гугле, а можно и глазами, в Зимнем дворце Петра Первого под Эрмитажным театром, билеты в основной кассе). С тех пор, как деликатно указано в эрмитажном каталоге, "более двухсот лет он находился на экспозиции". Что вообще-то шелку очень вредно. Ибо попадание на шелк света вызывает, согласно прослушанной мною лекции, активизацию химических реакций, ведущих к распаду этого самого шелка.
Но шелк был, надо понимать, очень качественный, да и восковая персона не постоянно находилась на ярком свету (хотя лектор из отдела тканей в свое время, помнится, говорила, что по Голубому Костюму можно точно определить, как именно падал свет на шелк: где падал, там и сгорело). Опять же за ценным экспонатом следили. 1911 годом датируются "первые реставрационные работы, вызванные загрязнениями и сечением ткани", каковые работы проходили в мастерской В.Горновой в Петербурге. Потом были 1964 и 1975 годы, когда "одежды обеспыливались, закреплялись нити вышивки и ткани, белье и кружево очищалось от загрязнений". В общем, как-то Голубой Костюм держался.
Тут и грянул 1997 год. Официальная версия звучит следующим образом. "В конце 1990-х годов состояние парадного костюма потребовало проведения комплексной реставрации, которая длилась шесть лет, с 1997 по 2003 год. В результате удалось остановить разрушение и сохранить все предметы костюма "Восковой персоны". Конец цитаты.
Вот так Голубой Костюм выглядит сейчас, после комплексной шестилетней реставрации.

Все это очень хорошо и даже замечательно, и тонкого намека в вышеприведенной цитате на очень, очень толстые обстоятельства можно и не заметить. Если не знать
Но мой гипрок по сравнению с эрмитажным Голубым Костюмом, - это, конечно, мелочи. Коридорчик и потолки в двух комнатах ЖЭУ мне бесплатно побелило всего через месяц разборок. Над Костюмом в соответствующей реставрационной лаборатории трудились шесть лет. Описание работ в каталоге опять-таки очень корректное и сверхдипломатичное, без всяких акцентов. Служба была опасна и трудна, за двести лет накопилось, и никаких 1990-х.
"Состояние сохранности до реставрации: Все предметы костюма – кафтан, камзол, штаны – были сильно загрязнены, деформированы, имели множество сечений, разрывов и утрат ткани и вышивки, следы многочисленных починок и заплат. Наиболее сильно пострадал кафтан. Подлинные швы разрушены (местами сохранились остатки первоначальных ниток и отверстия от иглы), в результате многочисленных ранних починок детали собраны с нарушением кроя, что привело к изменению размера кафтана и увеличению нагрузки на ткань. Подкладка ранее была перелицована.
Комплекс проведенных мероприятий: Благодаря остаткам нитей соединительных швов подкладки удалось определить точный размер и изготовить лекала. Удалены заплаты и штопки. Под заплатами обнаружена утрата шелковой ткани кафтана. Все детали костюма были очищены в водном растворе моющего средства. В процессе очистки был удален старый реставрационный клей. Ткани в местах повреждений были дублированы методом приштопки, что позволило создать однородную поверхность. В результате такого укрепления была устранена деформация тканей. Металлические нити вышивки укреплены шелковыми нитями на всех элементах и деталях костюма.
После очистки и укрепления все элементы костюма были собраны".
На восковую персону костюм тем не менее не вернули. И никогда не вернут, он теперь шибко хрупкий. Несколько лет назад было даже на лекции сказано, что его и экспонировать-то можно исключительно горизонтально, ибо нити сильно ослабли и могут не удержать тяжесть серебряного шитья. Но на нынешней выставке реставраторских достижений Голубой Костюм все же надет на манекен и выглядит какбэ благополучно, словно некие поляки к неким батареям свои ручки не прикладывали. Качественные у Петра были ткани - и хорошие в Эрмитаже реставраторы.
Несколько картинок.
Кафтан в процессе реставрации (ну, мы все знаем, что от воды шелк садится, да?)

Деталь кафтана в процессе реставрации (и еще коробится, нет?)

Эта же деталь после реставрации

Воротник в процессе реставрации (со старой штопкой)

Воротник после реставрации
