Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Что общего между Петром Первым, поляками и кипятком

Не везет мне с рассказами в картинках. Всякий раз, когда я дежурю, они раскачивают тюрьму затеваю нечто подобное, мне быстро и необратимо сбивают настрой. Обычно являеццо какое-нибудь дуро и затевает совершенно гнилую и бесперспективную дискуссию на тему неважно чего, только бы показать свою общую образованность. Но может вдруг и многолетний фотохостинг взять и необратимо прекратить свое существование - разумеется, исключительно для того, чтобы не дать мне довести до хоть какого, но логического конца непрофессиональный, но добросовестный пересказ сплетен ужасных, но правдивых историй.

Попробовать, что ли, еще разок посмотреть, что обрушится теперь, может, валюта какая испытать судьбу...



Что Петруччо притворялся экономным скромнегом, а на самом деле вещи его стоили каждая как хороший особнячок, было уже однажды говорено, нет смысла повторяться. Но с Голубым Парадным Костюмом все на самом деле путем. Ибо Голубой Парадный Костюм был построен (если верить нашей эрмитажной девочке Виктории, тогда употребляли именно этот глагол, а не какое-нибудь там вульгарное "сшить") к коронации супруги Петруччо, будущей Екатерины I. В джинсах и пропотевшей футболке на такие презентации не являются. Посему в 1724 г. из шелкового репса, серебряных нитей и канители (с небольшим участием холста и шерстяной ткани, но их существование смело можно игнорировать, ради такого-то случая) был сотворен должный комплект: кафтан с длиной 116 см, камзол с длиной спинки 103 см и штаны – длиной 70 см. Сам Петруччо был, как мы помним, длиной более двух метров (неверноподданнически предположу, что у него, как у остальных людей, рост несколько изменялся в течение дня в зависимости от сплющивания позвоночных дисков).

Отблистав на коронации Екатерины, Голубой Костюм, видимо, произвел. Потому что после смерти Петра именно его, а не что-нибудь другое (а гардероб Петра в Эрмитаже ой большой), надели на т.н. восковую персону (см., можно в гугле, а можно и глазами, в Зимнем дворце Петра Первого под Эрмитажным театром, билеты в основной кассе). С тех пор, как деликатно указано в эрмитажном каталоге, "более двухсот лет он находился на экспозиции". Что вообще-то шелку очень вредно. Ибо попадание на шелк света вызывает, согласно прослушанной мною лекции, активизацию химических реакций, ведущих к распаду этого самого шелка.

Но шелк был, надо понимать, очень качественный, да и восковая персона не постоянно находилась на ярком свету (хотя лектор из отдела тканей в свое время, помнится, говорила, что по Голубому Костюму можно точно определить, как именно падал свет на шелк: где падал, там и сгорело). Опять же за ценным экспонатом следили. 1911 годом датируются "первые реставрационные работы, вызванные загрязнениями и сечением ткани", каковые работы проходили в мастерской В.Горновой в Петербурге. Потом были 1964 и 1975 годы, когда "одежды обеспыливались, закреплялись нити вышивки и ткани, белье и кружево очищалось от загрязнений". В общем, как-то Голубой Костюм держался.

Тут и грянул 1997 год. Официальная версия звучит следующим образом. "В конце 1990-х годов состояние парадного костюма потребовало проведения комплексной реставрации, которая длилась шесть лет, с 1997 по 2003 год. В результате удалось остановить разрушение и сохранить все предметы костюма "Восковой персоны". Конец цитаты.

Вот так Голубой Костюм выглядит сейчас, после комплексной шестилетней реставрации.

 photo 41F04350442044001433043E043B04430431043E0439043A043E04410442044E043C01_zps2467837b.jpg

Все это очень хорошо и даже замечательно, и тонкого намека в вышеприведенной цитате на очень, очень толстые обстоятельства можно и не заметить. Если не знать неофициальную версию клеветническую сплетню о том, что же случилось в Эрмитажном театре в том самом 1997 году. Даже в музеях нужно иногда заниматься системой отопления. Иногда оно бывает водяным. Иногда им занимаются не простые русские работяги, а гастарбайтеры специалисты из дружественных (или не очень) стран. Вот я несколько лет назад пришла с работы домой и услышала радостный шум водопада. Это у нас ЖЭУ решило заменить бесплатно батареи руками некоей посторонней бригады. Нормальные люди Почти все жильцы отказались, но мои выдающиеся соседи сверху согласились, более того, почтительно внимали, когда спецы из дружественных республик сначала срезали батарею, а потом пошли вниз в подвал отключать напор воды. Догадайтесь с трех раз, что случилось в промежутке между этими двумя действиями и куда основная часть этой воды ушла. А также почему я провела незабываемый вечер на стремянке с двумя фенами в руках, ибо гипрок в маленьком коридорчике у нас неводостойкий (типоштирлица в момент ремонта обуяла Любовь К Копеечке, и моих кассандровских предостережений он, конечно, не послушал).

Но мой гипрок по сравнению с эрмитажным Голубым Костюмом, - это, конечно, мелочи. Коридорчик и потолки в двух комнатах ЖЭУ мне бесплатно побелило всего через месяц разборок. Над Костюмом в соответствующей реставрационной лаборатории трудились шесть лет. Описание работ в каталоге опять-таки очень корректное и сверхдипломатичное, без всяких акцентов. Служба была опасна и трудна, за двести лет накопилось, и никаких 1990-х.

"Состояние сохранности до реставрации: Все предметы костюма – кафтан, камзол, штаны – были сильно загрязнены, деформированы, имели множество сечений, разрывов и утрат ткани и вышивки, следы многочисленных починок и заплат. Наиболее сильно пострадал кафтан. Подлинные швы разрушены (местами сохранились остатки первоначальных ниток и отверстия от иглы), в результате многочисленных ранних починок детали собраны с нарушением кроя, что привело к изменению размера кафтана и увеличению нагрузки на ткань. Подкладка ранее была перелицована.
Комплекс проведенных мероприятий: Благодаря остаткам нитей соединительных швов подкладки удалось определить точный размер и изготовить лекала. Удалены заплаты и штопки. Под заплатами обнаружена утрата шелковой ткани кафтана. Все детали костюма были очищены в водном растворе моющего средства. В процессе очистки был удален старый реставрационный клей. Ткани в местах повреждений были дублированы методом приштопки, что позволило создать однородную поверхность. В результате такого укрепления была устранена деформация тканей. Металлические нити вышивки укреплены шелковыми нитями на всех элементах и деталях костюма.
После очистки и укрепления все элементы костюма были собраны".

На восковую персону костюм тем не менее не вернули. И никогда не вернут, он теперь шибко хрупкий. Несколько лет назад было даже на лекции сказано, что его и экспонировать-то можно исключительно горизонтально, ибо нити сильно ослабли и могут не удержать тяжесть серебряного шитья. Но на нынешней выставке реставраторских достижений Голубой Костюм все же надет на манекен и выглядит какбэ благополучно, словно некие поляки к неким батареям свои ручки не прикладывали. Качественные у Петра были ткани - и хорошие в Эрмитаже реставраторы.

Несколько картинок.

Кафтан в процессе реставрации (ну, мы все знаем, что от воды шелк садится, да?)

 photo 41F04350442044001433043E043B04430431043E0439043A043E04410442044E043C02_zpsc6a9039a.jpg


Деталь кафтана в процессе реставрации (и еще коробится, нет?)

 photo 41F04350442044001433043E043B04430431043E0439043A043E04410442044E043C03_zps4d2b2fbe.jpg


Эта же деталь после реставрации

 photo 41F04350442044001433043E043B04430431043E0439043A043E04410442044E043C04_zps8c9a0c71.jpg


Воротник в процессе реставрации (со старой штопкой)

 photo 41F04350442044001433043E043B04430431043E0439043A043E04410442044E043C05_zps2fcbbfd0.jpg


Воротник после реставрации

 photo 41F04350442044001433043E043B04430431043E0439043A043E04410442044E043C06_zps38178cc2.jpg
Tags: Эрмитаж
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments