Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Category:

Глава пятая. Джон.

15. "Спрячься за скалой, возьми булыжник, когда покажется голова человека в черном, проломи ее камнем. - Уууууу. Я предпочитаю по-спортивному" (мой любимый перевод "Принцессы-невесты").


Не следует думать, что, если "Межевой рыцарь" по сравнению с сагой - текст небольшой, Мартин упустит возможность научить нас уму-разуму мордой об текст не станет с нами играть, заманивая в многолинейный лабиринт нелинейных смыслов. Да, это вроде как простая история о юном и наивном Дунке, который а) попал на крупное спортивное мероприятие типа "турнир" и б) перезнакомился с половиной династии Таргариенов. А династия а) активно поучаствовала в турнирном спорте и б) неслабо пообщалась с Дунком. Как говорится, счастье всем, и никто не ушел обиженным.

За перипетиями, приведшими к точке перелома судеб Великих и Ужасных, как-то естественно забывается спортивный аспект проблемы.

А зря.

Что такое рыцарский турнир, если посмотреть на него непредубежденным взором? Спорт. Не то большой, не то профессиональный, не то смешение худших черт того и другого. То бишь нечестная драка за большие деньги. Ну или за большой престиж, но это могут себе позволить только те, у кого и так есть большие деньги.

А кто слеп глазами чист душою настолько, что этого не видит, для тех у Мартина есть третий "Рыцарь", где все закулисье прямым текстом. Включая даже и тот момент, что любые деньги не срабатывают, когда в дело вмешиваются по-настоящему большие люди.

"Герольд опять взобрался на свой помост.
- Сир Томмард Хеддль, рыцарь Белостенного Замка, на службе у лорда Баттервелла, - проорал он, перекрывая отдаленные раскаты грома. - Сир Ютор Андерлиф. Выйдите и подтвердите свою доблесть.
Дунк бросил взгляд на сира Ютора как раз вовремя, чтобы успеть увидеть, как улыбка на лице Улитки стала кислой. "Не за это он заплатил". Распорядитель игр обманул его, но почему? "Кто-то вмешался, кто-то, кого Косгроув ценит выше, чем Ютора Андерлифа". Мгновение Дунк пережевывал эту мысль. "Они не знают, что Ютор не собирается выигрывать, - внезапно догадался он. - Они считают его опасным и хотят, чтобы Черный Том убрал его с пути Скрипача".


Старшему сыну и деснице короля Дейерона Доброго, без сомнения, нет нужды прибегать к подкупу. Великие не дают взяток, они договариваются.

До чего договорились принц Бейелор и организаторы Эшфордского турнира, понять несложно. Ибо Мартин очень подробно прописывает вроде бы лишнюю информацию о том, кто с кем в каком порядке вышел подтверждать свою доблесть. Итак. У сыновей Мейекара не должно быть ни одного шанса затмить на турнире сына Бейелора. (Или сыновей? Была у меня на краткий миг версия, что Бейелор в рамках честной игры планирует выпустить на зеленое поле двух своих парней против двух - Мейекара. Чтобы, так сказать, симметрично. А что в финале выходит лишь Валарр, так это широкий жест "раз один из сыновей моего брата, эээ, занедужил и не смог принять участие в честном сражении, я убираю с поля одного из своих чемпионов". Как Брандон, который перед боем с мальчиком-Петиром не менее широким жестом избавляется от большей части брони. Но поскольку Матариса нет в Эшфорде и даже близко к Эшфорду, видимо, все-таки широкий жест Бейелора в данном случае несколько иной: против двух твоих рук сыновей, брат, один мой а вторую руку я привяжу за спину - и все равно тебе наваляю.)

Далее, Мейекаровы сыновья (во всяком случае, тот, кто доберется до турнира) должны (или должен) иметь формальную возможность победы. Иначе получается резкое несоответствие образу души рыцарства и т.п. Поэтому в первом круге из пяти защитников лишь двое - мэтры и монстры, для Эйериона и Дейерона совершенно недосягаемые. Это а) Лео Тирелл, лорд Хайгардена (исчерпывающий комментарий Эгга - "I saw him at King's Landing once. He's not one you'll want to challenge, ser.") и б) Хамфри Хардинг, рыцарь из Долины Аррен (не менее исчерпывающий комментарий Эгга - "He won a great melee at Maidenpool last year, ser, and overthrew Ser Donnel of Duskendale and the Lords Arryn and Royce in the lists").

Что до оранжевошелковых сыновей лорда Эшфорда, они же братья королевы красоты, они же, как-никак, сорок процентов защитников, то здесь игра тоньше. Братья Эшфорды - слабое место, те, с кем Эйерион, может, и справился бы. Чего допускать ни в коем случае не следует. Так что братьев Эшфордов следует удалить с поля максимально быстро, лучше в первой же серии поединков. Но одновременно они - сыновья хозяина турнира и братья королевы красоты. А посему удалять их следует максимально уважительно и даже почетно. Что и происходит. "Both Lord Ashford's Sons had been ushered from the ranks of the champions, it was true, but they had acquitted themselves nobly against two of the finest knights in the Seven Kingdoms".

(Тут я воспользуюсь случаем и еще раз принесу свои извинения слабознающим английский, но что же делать, если Виленская вместе со сладко спящим редактором выдают еще одну эпохальную конструкцию: "Сьер Роберт Эшфорд под ударами палицы вскоре признал себя побежденным, но его отец при этом не выказал ни малейшего удовольствия". Пожалуй, без комментариев.)

По результатам первого раунда "Ser Tybolt Lannister and the Laughing Storm would now take their places among the champions, replacing the men they had defeated". Все. Враг - в данном случае Эйерион, один или даже с Дейероном, если Мейекар успеет разыскать, протрезвить и вовремя выпихнуть на поле старшенького, - не пройдет. На поле остались лучшие из лучших, которые если и будут сменены, то лишь еще более высококлассными спортсменами. Валарр может расслабиться, сесть в тенек, снять шлем и попивать что он там попивает, наслаждаясь зрелищем и время от времени разминая мышцы.

Ибо золотой мальчик находится на особом положении, и он об этом явно знает.

Особое положение Валарра в целом можно выразить словесной конструкцией "трогать запрещается", но в семье и вне ее оно имеет несколько разный оттенок. Что происходит вне семейного круга, сообщает нам наблюдательный Дунк, привлекая мнение независимого эксперта. Причем с постепенным усилением.

Огласим весь список.

1) "And the black-and-white knight, Lord Gawen Swann, challenged the black prince with the white guardian. Dunk rubbed his chin. Lord Gawen was even older than the old man, and the old man was dead. "Egg, who is the least dangerous of these challengers?" he asked the boy on his shoulders, who seemed to know so much of these knights.
"Lord Gawen," the boy said at once. "Valarr's foe."


Причем "Lord Gawen's own lance broke clean against the prince's chest, and Valarr seemed about to fall for an instant before he recovered his seat. The second time through the lists, Valarr swung his lance left, aiming for his foe's breast, but struck his shoulder instead. Even so, the blow was enough to make the older knight lose his lance. One arm flailed for balance and Lord Gawen fell. The Young Prince swung from the saddle and drew his sword, but the fallen man waved him off and raised his visor. "I yield, Your Grace," he called. "Well fought." The lords in the viewing stand echoed him, shouting, "Well fought! Well fought!" as Valarr knelt to help the grey-haired lord to his feet."

По-детски непримиримо честный и по-взрослому компетентный Эгг немедленно комментирует - "It was not either". И он, очевидно, прав.

2) Дунк мальчишку, конечно, затыкает, но колесики в его голове начинают вертеться. "Dunk was so intent on Valarr Targaryen that he scarcely saw them. He is a fair knight, but no more than that, he found himself thinking. I would have a chance against him. If the gods were good, I might even unhorse him, and once afoot my weight and strength would tell". Наивный. Кто ж его к Валарру пустит-то.

3) И, наконец, по результатам почти полного дня: "Meanwhile the Young Prince sat outside his black pavilion, drinking from his silver goblet and rising from time to time to mount his horse and vanquish yet another undistinguished foe. He had won nine victories, but it seemed to Dunk that every one was hollow. He is beating old men and upjumped squires, and a few lords of high birth and low skill. The truly dangerous men are riding past his shield as if they do not see it".

Тут следует обязательно отметить, что, пока лорды и простолюдины наслаждаются зрелищем, а Валарр хорошо проводит время, твердо зная, что ничего плохого с ним не случится, об остальных защитниках этого сказать нельзя. Они пашут в поте лица и на острие удара. Ладно Хамфри Хардинг, "who humbled fourteen knights, each one of them formidable". Он не Великий Лорд, ему надо радоваться, что его взяли в команду подобного уровня, и честно зарабатывать свою славу. Но вот, допустим, Смеющийся Лионель Баратеон, сколько бы ни смеялся, а работать-то ему приходится как негру на плантации. Равно как Лео Тирреллу или Тибольту Ланнистеру (см.). Великие Лорды, так сказать, вследствие политики руководства вынуждены собирать синяки и шишки, только бы на броню драгоценного наследника королевского наследника не упала пылинка или, не дай боги, хвоинка. Лорды должны быть сильно недовольны создавшейся ситуацией, и они в своем праве. Я вот думаю, что именно отсюда растут ноги у ехиднейшей фразы Лео Тирелла на судилище над Дунком - "Or mayhap they simply had a taste for swordplay," said Lord Leo Tyrell, a cynical smile touching his lips. "Regardless, Ser Aerion is within his rights. A trial of seven it must be". Формально он, конечно, об андалах. Но если вспомнить, что по сути в этот момент Лео заставляет Бейелора принять идею о Суде Семерых, ясно, что лорд Хайгарден не только действует против десницы, но и втыкает при этом неслабую шпильку в неприкосновенного Валарра.

Между прочим, лорд Эшфорд, которого заставили у себя дома смотреть на поражение в первой же схватке сыновей, защитников дочери, и все это - чтобы Бейелор смог утереть нос младшему брату, тоже не слишком доволен и тоже не против деснице насолить. Именно он соглашается с идеей о Суде Семерых первым. Конечно, обставить свой протест так ехидно-демонстративно, как Великий Лорд Хайгардена, он не может. Но незамедлительно кивнуть, ставя Бейелора в неудобное положение соглашаясь с Мейекаром, - почему нет?

Это что касается внесемейного окружения. А внутри семьи Бейелор и Мейекар явно договорились, что сыновья между собой не дерутся. Что в какой-то степени, может, и разумно. Однако в создавшейся для Эйериона ситуации - Валарр неприкосновенен, четыре зубра недосягаемы, - этот договор выглядит (и, конечно, является) чистым издевательством выигрышем Бейелора. Впрочем, в Эйериона вбито до центра костного мозга, что ВАЛАРРА НЕ ВЫЗЫВАТЬ. Он и не вызывает. Так, попугал немножко. И это, наверное, единственный момент, когда я, уж извините, за Эйериона. Сколь бы ни был он плох, а Валарр по факту ничем не лучше. Я все могу понять, включая то, что он обожает распрекрасного идеального папеньку, Великого Дракона, душу рыцарства и т.п., и слепо делает то, что ему папа велит. Но что Валарр при этом имеет наглость в открытую пить (и что-то упорно думается мне, что вовсе не воду), - непростительно.

Впрочем, вернемся к спорту и попытаемся подвести предварительные итоги. Пониманию натур Мейекара и Бейелора много способствует взгляд на братьев-принцев как на спортивных тренеров. Один - тренер грубый, на своих спортсменов орет, держит их даже не в страхе, а в перманентном ужасе, а на победу настраивает, буквально зомбируя. Как истошно вопил пьяный Янковский в "Щите и мече": "ПОБЕДА ИЛИ СМЕЕЕЕЕРТЬ!" Или, раз уж заговорили о щитах, со щитом или на щите, как ласково напутствовала своего сына одна железная спартанская мать. В общем, что удивляться, когда один спортсмен ломается, уходя в запой, а другой - в неадекватную жестокость, причем ладно бы только к соперникам, но у него натуральный нервный срыв с поисками, на кого бы сорваться.

Бейелор - наставник совершенно другого типа. Крайности грубого тренера кажутся ему не просто ненужными, но даже вредными. Разве ж так делаются дела в спорте в наше просвещенное время? Мальчик мой, это твой год, тебе только и надо, что выйти на площадку, а об остальном давно договорено.

Думаю, все мало-мальски сведущие в спорте или хотя бы в жизни сразу догадаются, чей способ эффективнее для достижения спортивных побед.

Несколько сложнее с вопросом, какой способ больше калечит души героев спорта (и наставников, между прочим, тоже). Подопечные тренера Мейекара боятся его так, что их попытки как-то уложиться в схему "со щитом или на щите" лишены даже признаков здравого смысла. Мейекара, впрочем, тоже можно понять, если посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Материал, из которого ему приходится лепить чемпионов, совершенно негодный. Вот Дейерон, который однозначно выбрал "на щите" и отдает победу всем, кто ее хочет, лишь бы оставили в покое. А еще лучше - чтобы все наконец побыстрее закончилось, в том числе в наиболее буквальном из смыслов. Вот Эйерион, который, когда выходит на поле, идиот даже не из разряда "не может найти свою задницу без лоцманской карты". Тут картой не обойтись, требуется GPS-навигатор, который нежно нашептывал бы кретину на ушко: "Строго на север порядка сто метров туалэт типа сортир", и так далее, иначе, как говорится, случится непоправимое. Каких результатов вообще можно, блин, добиться, имея дело с подобным материалом??

С точки зрения тренера бейелоровского типа, результаты далеко не так сильно зависят от имеющегося у тренера материала (если вообще зависят). Спортсмену на площадке надо выглядеть. А остальное - дело тренера, особенно если он нежный родитель. И вот вам готовый герой спорта, верьте твердо, встречайте овациями. Да, Валарр не тянет. Ну и что? Зато смотрится. А большой спорт, он не только в наше время - дело договорное.

Однако ведь Бейелор у нас - Великий Дракон, душа рыцарства, первейший рыцарь королевства и вообще своего времени, в недалеком будущем самый великий король после Эйегона Первого, бескорыстный защитник слабых и невинных. А также неоднократный спаситель и объект безмерного (и заслуженного) преклонения Дунка. Так сказать, безупречный Арагорн, к тому же трогательный и трагичный, аки фильмовый Боромир, и погибший даже более героически.

Или нет?

(продолжение по мере продолжения)
Tags: Мартин, заметки к Мартину
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments