
Естественно, мужчина, технарь и военный не может не попытаться навести порядок и среди придворных дам. Куда менее естественно и более странно - что Николаю это практически удалось.
Ну, во всяком случае, на какое-то время.
"Вместе с "Положением о гражданских мундирах" было утверждено "Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору". Высший свет с нетерпением ждал появления этих костюмов. Как отмечал в 1833 г. в своих дневниках П.А.Дивов, "Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали, как говорят, национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана".
Офранцуженный сарафан, он же т.н. "русское платье", придумали, правда, задолго до Николая. В моду при дворе их ввела в 1770-е (когда Николая еще и в проекте не было) все та же Екатерина, хорошо понимавшая, как помним, как костюм соотносится с такими вещами, как национальная гордость, национальная самодостаточность и мнение народных масс о правителе. А также с собственной небезупречной, но уютной и вполне себе русской фигурой. "При необыкновенных случаях, как-то: царских свадьбах, окончаниях войны, при наступлении нового года... дамы съезжались на все собрания в русских платьях, которые Екатерина... ввела в употребление при Дворе, и сама иного праздничного наряда не имела".
"Русские платья" времени Екатерины не сохранились - за исключением, правда, мундирных платьев самой Екатерины (см. предыдущие серии). Ну и, конечно, изображений и описаний современников. Прежнее бурное многоцветие вышло из моды вместе с дорогой парчой, императрица "являлась на торжествах одетая в длинное белое платье, в маленькой короне". Понятно, что придворные дамы не могли не иметь сходных с начальством вкусов.
Впрочем, вклад Николая в вопрос все равно велик. Во-первых, он установил, так сказать, точную форму мундира. "В царствование Николая I официальный дамский придворный костюм, получивший название "русское" платье, состоял из двух предметов. Верхнее бархатное распашное платье со шлейфом, длинными откидными рукавами с открытой проймой надевалось на нижнее, называвшееся "сарафаном" и состоявшее из корсажа с коротким рукавом-фонариком и широкой юбки из белого атласа. По "хвосту и борту" платья шло золотое шитье, "одинаковое с шитьем парадных муниров придворных чинов". Аналогичное шитье полагалось "вокруг и на переди юбки". Во-вторых, Николай в отличие от бабушки не желал видеть все в белом цвете, а хотел яркости, как на параде. И добился своего. Мундиры различались по чинам: статс-дамы и камер-фрейлины должны были носить зеленый бархат, гофмейстерины - малиновый. Фрейлины императрицы носили алый бархат с золотым шитьем, фрейлины великих княгинь - алый бархат с серебряным шитьем. Фрейлинам великих княжон полагалось светло-синее.
Ну а чтобы все было уж совсем понятно, придворные дамы получили
Фрейлинский шифр императрицы Александры Федоровны в виде буквы "А" под короной. (Между прочим, сразу после смерти Александра I, когда императриц было целых три - вдова Александра Елизавета, вдова Павла Мария и жена Николая Александра, - шифр состоял из букв АМЕ. После смерти Елизаветы вензель стал выглядеть как АМ. Ну а когда скончалась М, осталось одно А.)
Россия, Санкт-Петребург. 1828-55. Золото, серебро, алмазы, стекла; штамповка, гравировка и огранка камней, укрепление камней, монтировка.

Правда, мундир мундиром, но дамы тоже дамами - и "мода могла вносить в покрой "русского" платья небольшие изменения, не влиявшие существенно на его облик... Пример парадного дамского костюма, исполненного в первые годы после издания указа, - платье из алого бархата и белого атласа. Его широкий рукав с "густыми" сборками у плеча - явная дань моде 1830-х гг.".
Платье придворное парадное фрейлины императрицы.
Россия, Санкт-Петербург, 1830-е. Бархат, шелк; металлическая нить, бить; золотое шитье.





Надо признать, что Николай в плане вкуса и мундира доверял дамам больше, нежели мужчинам, пусть даже и военным. "Указ 1834 г. регламентировал силуэт дамских придворных нарядов лишь в общих чертах". Силуэт-то регламентировался, но мода разных лет диктовала смену как декора и элементов, так и цветовой гаммы дамского мундира.
Вот два придворных парадных платья конца XIX века. Оба петербургской работы, оба из положенных тканей: верхнее бархатное, нижнее атласное. Есть и золотое шитье, как без него. Однако платье слева лиловое - как помним, этого цвета среди предписанных Николаем не было. Платье справа еще интереснее. Оно статс-дамское, поэтому бархат, как предписано регламентом, зеленый. Тем не менее различий между ним и платьем 1830-х гг. множество.


Вот платье придворное парадное фрейлины императрицы (алый бархат, золотое шитье - неизменные опознавательные знаки, да?) Оно немного старше статс-дамского, но выполнено в той же мастерской - у Г-жи ОльгА, произносится с ударением на последнем слоге. Была такая знаменитая Ольга Николаевна Бульбенкова (1835-1918), урожденная Суворова, славная поставщица императорского дворца. Родилась она в Нижнем Новгороде в семье священника. С девяти лет жила в Петербурге в семье тетки - купчихи Бутаковой, владелицы галантерейного магазина на Невском. Обучалась шитью у мадам Уат, содержавшей в Петербурге портновскую мастерскую. Когда мадам решила уехать из России, ее дело перешло к О.Н.Бульбенковой, сумевшей создать безусловно элитное заведение: мастерскую по изготолвению дамских придворных парадных костюмов для членов императорской семьи и придворных дам. С 1910 г. 75-летнюю г-жу ОльгА фактически заменила ее племянница, Ариадна Константиновна Виллим.
Платье придворное парадное фрейлины императрицы.
Россия, Санкт-Петербург, конец XIX-начало XX вв. Бархат, атлас, металлическая нить, бить, фасонные плашки; золотое шитье.




Это что касается придворных. На вопрос, какие цвета парадных платьев выбирали императрицы, следует отвечать так: какие хотели, такие и выбирали.
Вот еще одно парадное платье работы мастерской г-жи Ольга, замечательное и само по себе, и - особенно - фантастической вышивкой. Золотошвеи на Руси всегда были невероятные. Традиционно этим занимались в женских монастырях, хотя были и, так сказать, светские золотошвейные мастерские - например, мастерская И.Л.Васильева на Екатерининском канале (Бульбенкова часто пользовалась ее услугами). Однако золотое шитье именно данного платья, похоже, монастырского происхождения. "Костюм украшает мастерски выполненное золотое шитье в виде цветочных гирлянд, перевязанных лентами, особо роскошное на "хвосте" шлейфа, эффектно сверкающее на фоне бархата интенсивного синего цвета...Многообразие материалов, применяемых в вышивке, и использование различных швов для закрепления металлических нитей, введение в узоры блесток, золотых и серебряных пластинок разной формы, блестящих и матовых, позволяло достичь богатства фактуры вышитых поверхностей. Работы русских золотошвей пользовались заслуженной славой и с успехом экспонировались на выставках, как в России, так и за рубежом. В 1893 г. в Чикаго на Всемирной выставке внимание публики привлекли два парадных придворных платья с золотым шитьем, исполненным монастырскими мастерицами".
Уж не знаю, это платье было в Чикаго или нет, но если было это, чикагская публика точно пройти мимо не смогла бы. А синий цвет в данном случае ничего не означает - кроме того, что Аликс то ли захотела в данном случае данный цвет, то ли ее заставили думать, что именно этот цвет пойдет сюда особенно хорошо.
Платье придворное парадное императрицы Александры Федоровны.
Россия, Санкт-Петербург, конец XIX-начало XX вв. Бархат, атлас, металлическая нить, бить, золотое шитье. Длина шлейфа 354 см.








Особая история - парадные платья великой модницы и женщины с прекрасным вкусом - Марии Федоровны-второй, жены Александра III.
(продолжение следует, если, конечно, вслед за фотофайлом не упадут и яндекс-фотки)